Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Учебный центр Наталии Пятибратовой

Готовимся… к детскому саду!

Однажды в парке, сидя на лавочке, я разговорилась с бабушкой Валеры - 6-тилетнего подвижного мальчика, который тут же неподалеку накручивал круги на велосипеде. Мой Костик пыхтел в песочнице, светило летнее солнышко – вобщем, все располагало к неспешному наблюдению за другими детьми и к беседе. Сначала я обратила внимание на книжки, которые лежали около Валериной бабушки: «Лукоморье» Пушкина и рассказы Виктора Драгунского. Потом несколько раз подкатывал Валера, чтобы рассказать о новых утках, прилетевших на пруд неподалеку, при этом он уверенно назвал их породу, обратил внимание на «причудливую окраску» и «любопытные повадки». Прямо так и сказал! Бабушка охотно включалась в обсуждение того, что видел Валера, а после того, как она спросила «Ну, ты еще почитаешь сегодня Пушкина или еще погоняешь?», я не выдержала и завела разговор. Оказывается, Валера в 4 годика совсем не говорил. Так, отдельные «лепетные» слова, просьбы выражал жестами и голосом. До 3 –х лет врачи говорили, что «еще рано волноваться», а к 4 годам набросились с упреками «где ж вы были – ребенок неговорящий!»Мама Валеры отнеслась к проблеме со всей ответственностью и энтузиазмом: прошла необходимые обследования, посетила комиссию по набору детей в логопедическую группу. С диагнозом «общее недоразвитие речи 1 уровня» Валеру взяли в логопедический садик недалеко от дома. На дворе март, начало обучения – в сентябре, целых полгода впереди. Решительности Валериной маме было не занимать. Понимая, что необходима информация о том, что же такое логопедическая группа, она познакомилась с родителями малышей, которые как раз заканчивали 1 год обучения. Все мамы, как один, жаловались на высокие нагрузки, которые дает логопед, на неподъемные домашние задания, для которых заведена специальная тетрадь. А главное – многие дети просто отказываются заниматься дома по этим тетрадкам, капризничают, шалят – вобщем, неинтересно им. Вот тогда Валерина мама и решила, что, оказывается, к поступлению в логопедическую группу нужно готовиться заранее, прямо, как к школе.

 

Как готовиться, с чего начать? Ребенок совсем еще кроха…

 

Первое, и самое важное, что должна сделать заботливая мама – это создать условия для регулярных занятий с малышом дома. Давно замечено, что у логопеда в кабинете малыш сосредоточен и работоспособен гораздо больше, чем дома. Срабатывает так называемая «установка на место», или, другими словами, привычка сосредотачиваться, работать в конкретном месте. Известно, что ребенок в своем развитии проходит ряд сензитивных (чувствительных, наиболее подходящих) периодов развития: с 2 до 5 лет это период речевого развития, с 1г3м до 4 лет - развития мелкой моторики и т.д. Известный во всем мире педагог –новатор Мария Монтессори первая выделила еще один, крайне важный для воспитания, сензитивный период – период стремления к порядку. Кроха с 2 до 3 лет по своей природе стремится к соблюдению порядка в своей жизни: требует, чтобы его игрушки не перекладывали, на ночь рассказывали одну и ту же сказку, тревожится, если приходится ложиться спать в чужом доме. А что будет, если, не приведи Господи! забыть в поездку родной горшок – знают не понаслышке все мамы без исключения. Ритуалы и традиции – вот что успокаивает малыша в этот период. А если приглядеться, то нам, взрослым, это только на руку! Как часто мамы жалуются, что в комнатке малыша постоянный беспорядок, что он не хочет убирать игрушки и свои вещи. Понаблюдайте за ним, заведите для каждой вещи свое место, и неукоснительно убирайте их туда, ВМЕСТЕ с ребенком. В 2 года это совсем не сложно! Таким же образом, постепенно, приучите кроху, что у него есть место для занятий: столик, стульчик, зеркало на столике, тетрадь с заданиями, логопедические пособия на полочке рядом, карандаши, наклейки в ящичке. На стол можно поставить и часы: так вы будете постепенно приучать малыша заниматься в определенное время ровно столько минут, сколько договорились. «Смотри, мы с тобой будем заниматься 20 минут. Когда вот эта длинная стрелочка подойдет к цифре 4. Договорились? Будешь сам следить?» Когда с малышом договариваются, как со взрослым, ему уже как-то неловко откзываться, ныть…Ведь надо следить за стрелочкой! Можно использовать и песочные часы – это еще интереснее.

Итак, место для занятий выбрано, теперь нужно соблюдать время и ритуальность занятий. Время, конечно же, должно быть одно и тоже: главное, чтобы малыш не был голоден, не хотел спать и чувствовал себя хорошо. А вот ритуальность поможет крохе быстрее сосредотачиваться на занятии, снизит тревожность – ведь заранее известно,что будет дальше. Например: сначала вы вместе проверяете, все ли необходимое для занятия у вас есть под рукой. Если чего-то не хватает – пусть малыш принесет, положит. Затем вы начинаете играть. Слово «занятие» говорить совсем необязательно. Поделали дыхательные упражнения, потом – пальчиковая игра. Затем обязательно потренировали фонематический слух и слуховое внимание. Потом пара –тройка игр с язычком и губками. А в конце что-нибудь самое любимое – логопедические раскраски, паззлы (для развития зрительного восприятия и мышления), возможно, игра в логопедическую компьютерную игру (например, «Игры для Тигры» г. Омск). После 20-30 минутного занятия осталось только убрать свое рабочее место (то есть сделать так, как было) и с чистой совестью можно побеситься и повалять дурака.

 

А что же будет делать логопед?

 

Научив малыша получать удовольствие от соблюдения порядка в своей работе, вы сослужите ему хорошую службу. Когда придет сентябрь, и вы поведете его первый раз в детский сад, занятия начнутся там сразу же, с первых дней. Программа в логопедических группах очень насыщенная, терять время нельзя. И хотя темпы обучения наращиваются постепенно, маленьким ученикам приходится справляться еще и с массой других проблем:, среди которых самая трудная – адаптация. Мало привыкнуть к манере поведения логопеда, его требованиям, надо еще и со сверстниками разобраться, и по маме поскучать, и к воспитателям приглядеться… Хорошо организованный малыш сразу же находится в более мягких условиях: ему не надо напоминать, чтобы убрал свое рабочее место, чтобы внимательно слушал логопеда. К тому же многие игры ему уже знакомы, а значит, учиться будет легче и веселее. А учиться в такой группе действительно здорово. Логопед обязательно обследует малыша в своем кабинете. А это значит, будет много новых интересных игрушек, картинок, заданий. Впоследствии (через 2 недели, когда все ребята обследованы) логопед проводит занятия и в группе, со всеми детьми (обычно их не более 13 -15 человек), приглашает к себе в кабинет по одному и маленькими подгруппками. И опять же- игры, игры, игры. Играют и за столами, и на ковре, и бегая по группе. Опытный логопед знает, как распределить нагрузку на детей на протяжении всего занятия – чтобы и результат обучения был, и усталость быстро не накапливалась. Ответственный педагог всегда проводит открытые занятия для родителей, после которых подробно ответит на все вопросы. Очень важно, чтобы с вами и вашим малышом работал открытый, доброжелательный и квалифицированный специалист, который не ленится объяснять снова и снова, как идет работа с вашим ребенком, дает советы, показывает приемы работы дома. Неравнодушие – вот основной критерий хорошего логопеда.

 

К садику – готов!

 

Многие мамы решают заниматься с ребенком развитием речи самостоятельно, без помощи логопеда. Безусловно, это самоотверженные мамочки, но нельзя забывать о возможном вреде таких «неквалифицированных» занятий. Очень многое может дать мама своему малышу, но непременно нужно знать, ЧТО давать и КАК это делать.

 Чего нельзя делать:

- Прежде всего - угрожать и запугивать малыша: «Если ты не сядешь заниматься, я тебя накажу!» (или уйду, не буду любить, играть, не дам игрушки и т.д.) К сожалению, это часто случается, и только лишний раз подтверждает родительское бессилие или нежелание понять ребенка.

- Ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться ставить звуки: это должен делать обученный специалист. В противном случае крохе может угрожать прямо противоположная проблема – ухудшение звукопроизношения.

- И, конечно, категорически нельзя наказывать малыша за неудачно выполненное задание. Дело в том, что сам ребенок не отвечает за свои проблемы в речевом развитии. Как раз наоборот – за это отвечают родители, поэтому они обязаны делать все возможное для устранения речевого дефекта и проявлять терпение.

Что можно делать:

-Конечно, можно и нужно учиться договариваться с ребенком без унижения для него и для вас.

- Далеко не все логопедические игры и задания подходят для занятий в домашних условиях. Но главная задача сейчас- дать малышу представление о том, что его ждет ближайшей осенью, подготовить к новому образу жизни. А для этой цели у логопедов припрятан целый арсенал всевозможных игр. Итак, начнем?

 

Сам себе логопед.

1.Артикуляционная гимнастика. Прекрасно подготовит ротик вашего крохи к постановке звуков. Только все делаем по правилам!

Все упражнения делать ежедневно по 5 – 7 минут перед зеркалом. Каждую игру нужно обязательно сначала показать малышу, потом сделать с ним вместе, а уж потом ожидать результата.

Упражнения для губ:

«Улыбнись маме»: губы растянуты в улыбку. Удерживать позу 5-7 секунд.«Поцелуй маму» – губы вытянуты трубочкой. Удерживать позу 3-5 сек.

Эти упражнения чередовать.

2. Упражнения для щек:

«Шарик» :надуть обе щеки, затем левую, правую попеременно. «Шарик лопнул» - надуть обе щеки и выдыхать воздух через губы, сквозь маленькую дырочку медленно – медленно.

3. Упражнения для мимических мышц лица.

«Папа сердится» – нахмурить брови, удерживать позу 3-4 сек.«Мама удивилась» – удивленно поднять брови. Учимся прищуривать глаза; многим это дается ох как непросто.

4. Упражнения для язычка:

«Домик язычка» – широко открыть рот, высунуть язык, держать 2-3 сек, убрать обратно в «домик». «Вкусное варенье» - кончиком языка малыш пробует облизнуть верхнюю или нижнюю губу. Проверено – верхнюю труднее, но пробовать все равно будем! .«Накажем непослушный язычок» - рот открыть, высунуть язычок, покусать его зубами

Развиваем чувствительность языка: игра с ложечкой. Приготовьте чайную ложку и два стакана с водой – теплой и холодной. Кроха закрывает глаза и высовывает язычок. Опустите ложку сначала в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша. Пусть угадает, теплая ложечка или холодная. Потом охладите ложку в стакане с холодной водой – угадает ваш малыш, как вы думаете?

 

2. Дыхательные упражнения.

«Кораблики». Налейте воды в большой таз, набросайте туда шариков для пинг- понга. Пусть кроха вдыхает воздух через нос,и с силой выдыхает через рот, дуя на шарики – кораблики. Поплыли! Только, чур, не увлекаться, а то голова закружится. «Упрямая свеча». Зажгите свечку, поставьте перед малышом на стол. Ваш маленький ученик должен тихонько дуть на пламя свечи так, чтобы оно не гасло, а только откланялось. Это сложное упражнение, но оно хорошо развивает контроль за своим выдохом, что крайне важно при постановке звуков. «Море в стакане»: нет ничего проще – малыш просто учится дуть через соломинку, опущенную в стакан с водой. Главное здесь- длительный выдох. «Снежинки»: положите на ладошку малышу кусочки белой ваты. Легонько выдохните через рот – и вот ваши снежинки полетели! Можно тренировать и длительный и короткий выдох.

 

3.Развиваем слуховое внимание и фонематический слух.

Игра «Что звучало?». Вместе с малышом приготовьте 4-5 разных звучащих игрушек ( барабан, колокольчик, дудочку, металлофон, погремушку…). Пусть кроха сначала поиграет с ними – запомнит их звучания. Затем попросите его отвернуться и позвените (постучите, дзынькните) одной из игрушек. Увидите, с какой радостью ваш малыш попробует угадать, что же прозвучало. Тренируйтесь, пока он не будет уверенно показывать на прозвучавшую игрушку. Звуки можно и нужно менять, можно увеличивать количество игрушек – лишь бы игра приносила и вам и малышу удовольствие. Как более сложный вариант этой игры, можно попробовать «Что не прозвучало?». Вы играете на всех инструментах, кроме одного. Малыш пытается угадать, что же вы забыли? Тут главное- терпение. Многим непоседам так и хочется обернуться, хоть мама еще не на всех инструментах поиграла. Игра «Посчитай капельки». Здесь вам пригодится металлофон. Негромко ударьте по нему 1 раз. «Сколько капелек упало?». А потом много-премного быстрых ударов: «А теперь сколько? Молодец, теперь много капелек упало». Затем, когда кроха уверенно различает понятия «один – много», поиграйте 2, 3,4 раза, медленно, на глазах у ребенка. Если и это задание вами освоено - спокойно тренируйтесь в счете капелек с закрытыми глазами. Это и труднее, и интересней. Игра «Откуда прозвучало?». Очень важно научить малыша определять направление звучания. Если малыш не против, завяжите ему глаза, отойдите в дальний угол комнаты и позвените в колокольчик. Подойдите, развяжите повязку и спросите, откуда прозвенело? Если трудно сразу определить – звените сначала на глазах у ребенка, а потом без контроля зрения: так дело пойдет быстрее.

 

Ни одно занятие не должно обходиться без пальчиковых игр. Не всякая пальчиковая игра хороша для ребенка; многие просто бесполезны. Выбирайте такие игры, в которых есть простые слова, доходчивый сюжет. Если все делать по правилам, то сначала такую гимнастику надо делать пассивно, то есть мама сама разминает и растирает пальчики, приговаривая при этом забавный добрый стишок. Крохе трудно сразу усвоить положение пальчиков, ладоней, кистей рук, поэтому самостоятельно будет делать такие упражнения чуть позже. Благодаря такой гимнастике активизируются нервные окончания пальчиков, что,как известно, благотворно сказывается на развитии речи, памяти, мыслительных процессов. А уж об эмоциональном комфорте и говорить не приходится.

Этот пальчик в лес пошел размять мизинец

Этот пальчик гриб нашел безымянный

Этот пальчик чистить стал средний

Этот пальчик резать стал указательный

Ну а этот взял - и съел, большой палец

Оттого и потолстел!

 

 

«Ежик»

 

 

Ежик, ежик колкий пальцы сплести в замок, покач. В такт стиха

Где твои иголки?

Вот они, (3 раза) поднять пальцы торчком,но руки не расцеплять

Ежик, ежик колкий, покачивать в таком положении в такт стиха

Убери иголки

Оп! Резко спрятать все пальцы, руки прижать к себе

 

 

«Черепаха»

Вот хвалилась черепаха, ( пальцы 1 руки в щепотке, ладонь другой положитьсверху наподобие панциря)

 

Пряча голову от страха:

«Кусь,кусь,кусь,кусь – шутливые пощипывания вдоль всей ручки малыша

Никого я не боюсь!»

 

Для пассивной гимнастики:

«Семья»

Этот пальчик дедушка - разминать и растирать большой пальчик

Этот пальчик – бабушка – указательный

Этот пальчик – папа – средний

Этот пальчик – мама – безымянный

Этот пальчик – я - мизинец

Вот и вся моя семья – сжимать и разжимать кулачок

 

Помимо гимнастики – катать между ладоней карандаш, массажный мячик.

 

 

«Логопедическая копилка.

 

1. Упражнение «Инструкции».

По вашей просьбе ребенок должен нарисовать на бумаге:

- 2 круга и 3 палочки

- 3 синих квадрата и красный круг.

- Желтый треугольник и 3 синих круга.

- Слева 2 палочки, а справа –5.

Задание нужно произносить один раз, а если ребенок не запомнил, повторяете еще раз. В случае затруднений, инструкцию можно дробить на 2 части: сначала ребенок рисует 2 круга, затем – 3 палочки с вашей подсказкой. Очень важно научить ребенка проговаривать свои действия, побуждайте его к этому.

2. Побор слов – названий предметов за счетные палочки.

За каждый ответ ребенок получает фишку (или счетную палочку).

Что можно открыть? ( ответ полным предложением)

Что можно поднимать?

Что можно отодвигать?

Что можно доставать?

Поощряйте фантазию ребенка.

3.Разложите перед ребенком ряд предметов. Ребенок выполняет ваши инструкции:

Покажи линейкой куклу, а потом мяч.

Покажи куклой тарелку и чашку.

Покажи ручкой книгу, а потом отнеси ее мне.

Покажи книгой ручку, возьми мяч и положи рядом с чашкой.

Принеси мне чашку и покажи линейкой тарелку.

Если ребенок правильно показал, спросите: «Что ты показал? Чем показал?»

 

4.Прошагивание слов. Встаньте рядом с ребенком. Назовите слово, например, «каша». Держа ребенка за руку, сделайте вместе с ним 2 шага – по количеству слогов в слове. Вместе с прошагиванием проговариваются слоги: ка –ша. То же самое со словами: самолет (3 шага), дом ( 1 шаг), собака, рука, сыр, колобок, луна и т.д. Ребенок говорит и шагает вместе с вами.

5 Закрепление пространственных понятий. Повторите, где левая рука, правая, где верх, где низ, где перед, где зад. Затем поиграйте: «Иди вперед. А теперь назад. Правой рукой возьми мяч. Левой почеши нос. Подними руку вверх, опусти вниз. Правой ногой топни. Какой ногой ты топнул? А это какая нога?» ит.д. Потом ребенок может давать вам задания или кому-то из близких.

 

 

Вот так готовились Валера с мамой к логопедическому садику. В сентябре результаты не заставили себя ждать. Мало того, что говорить Валера стал лучше, появились первые корявые фразы, так еще и многие задания логопеда и воспитателей выполнял лучше всех. С домашними заданиями по тетрадке и вовсе не возникло проблем: дело –то привычное. Через 1 год посещения садика у Валеры только звуки остались не до конца исправленными, да при пересказе не всегда гладко выходило. «Ну, а лето нам на что?» - подумали родители Валеры и на даче организовали прекрасную игровую и образовательную среду. Надо ли говорить, что в этом году Валера идет в 1 класс школы с языковым уклоном.

 

Но если ваш кроха не был подготовлен к садику, и с трудом воспринимает необходимость заниматься дома, не стоит делать из этого трагедию. У многих малышей это всего лишь вопрос взросления и привычки. Есть несколько маленьких хитростей, как помочь ему организоваться и получать удовольствие от занятий.

 

Логопедические хитрости.

Сначала вам придется справиться с естественным желанием заставить ребенка заниматься, настоять на своем, а также с желанием добиваться результата немедленно. А потом , следуйте четким правилам. Во – первых, перед занятием ознакомьтесь с записями логопеда, убедитесь, что все поняли. Во –вторых, подготовьте все необходимое в том месте, где вы планируете позаниматься: игрушки, фломастеры, картинки, клей и т.д. Во время этих приготовлений ваш малыш вполне может заинтересоваться происходящим и пожелать принять участие, что, естественно, вы тут же должны поощрить. В – третьих, выбирайте время занятий такое, чтобы ребенок был здоров, спокоен, не хотел спать, есть и т.д. В – четвертых, занятие проводится только по желанию ребенка. Если ребенок устал, а задание не выполнено, отложите его на другой день. В конце занятий введите обязательную процедуру (ритуал) уборки домашней тетради, игр и других пособий. Это делайте вместе с ребенком, даже если вы только все приготовили, а он отказался заниматься.

Главное, что надо помнить - это то, что занятия никогда не бывают эффективными, если вы принуждаете ребенка чем - то заниматься. Этим вы показываете неуважение к его личности и его выбору. Даже если вы добьетесь результата, он не восполнит психологических потерь, которых будет больше.

 

Пятибратова Н.В.