Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Бесплатный вебинар

Как не допустить дисграфию

Помните известную картину Ф.П.Решетникова «Опять двойка»? Прекрасная иллюстрация к жизни множества школьников, которым врачи поставили диагноз «дисграфия». Наверно, мальчик, так правдоподобно изображенный на картине, так же, как и наши современные детки, имел огромные проблемы с успеваемостью по русскому языку, корявый почерк и тоже делал какие-то странные, глупые и необъяснимые логикой ошибки в диктантах. Что же это за явление такое – дисграфия?

Дисграфия - это нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, связанных с несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.

Детки, которые пишут с ошибками и плохо применяют правила орфографии на практике, совсем не обязательно имеют нарушение письменной речи. Одно дело – написать «Мальчик умываеца» и другое- «Малчк имываца». При дисграфии удрученным родителям приходится видеть самые невероятные ошибки: и пропуски букв и слогов, и замены букв (например, у на и), и перестановки их местами. А сколько недописанных слов, слившихся со словом предлогов, отсутствия точек и заглавных букв! Бывает так, что даже сам ребенок не может понять, что он написал: «Старая верба свиснула нд вадой» Кунтскамера русского языка, не иначе.

Нарушение письма – проблема серьезная, но вполне разрешимая. Опытный логопед справится с ней за год-два систематической работы. А вот как сделать так, чтобы уберечь своего малыша от необходимости годами посещать логопеда? Прежде всего, надо осознать причины, которые приводят к дисграфии.

Зрим в корень.

Родителям деток-дошкольников достаточно знать о двух блоках самых основных причин, которые приводят к стойким «логопедическим» ошибкам при письме.

· Медицинские. Если так случилось, что беременность или роды протекали не идеально, и малыш пострадал, то риск возникновения проблем с развитием возрастает. В результате гипоксии (недостатка кислорода в родах) страдают отделы головного мозга, от которых зависит, как будут формироваться психологические функции, участвующие в процессе письма. Если в дошкольном детстве из-за этого возникли нарушения устной речи, то они вполне могут отразиться на речи письменной.

· Социально-психологические причины. Психологи полагают, что недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности – все это губительно для созревания малыша и его обучения. Увы, дисграфия в этом случае – всего лишь одно из множества последствий неправильного отношения к ребенку. Так, завышенные требования при обучении порождают ситуативную тревожность: стремясь оправдать ожидания родителей, ребенок сильно нервничает в конкретной ситуации, например, при выполнении домашних заданий, что может приводить к различным проблемам развития. Любой перекос в детско-родительских отношениях отражается на всей жизни маленького человека, а уж на успеваемости в школе – в первую очередь. Многие психологи считают, что очень важен возраст начала обучения чтению и письму, а также методы и темпы обучения, которые, в идеале, должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Считается, что обучать чтению надо не раньше 3,6-4 лет, и при этом учить писать буквы пока не обязательно. Рука ребеночка, так же, как и вся его нервная система должна быть готова к процессу начертания букв.

Советы родителям.

1. Всегда держите в памяти, что любые неприятности во время беременности и родов, а также на первом году жизни малыша повышают риск возникновения дисграфии. Это не значит, что родители должны жить с тоскливым ожиданием беды в душе. Всего-навсего нужно держать руку на пульсе развития малыша: вовремя показывать его специалистам, выполнять их назначения, много заниматься и так далее.

2.Необходимо консультироваться с логопедом каждые два года жизни малыша: в 2 года, в 4года и в 6 лет. Действуя таким образом, вы никогда не пропустите зарождающуюся проблему речевого развития. В дефектологии есть золотое правило – чем раньше начата работа по преодолению проблем, тем выше будет эффект. Как только вы поняли, что с речевым или общим развитием ребенка не все гладко, тут же начинайте подыскивать специалиста или профильный детский садик.

3.Пока ваш малыш-четырехлетка обучается чтению, начинайте готовить его руку к письму. Возможностей для этого миллион, достаточно заглянуть в любую Монтессори-группу, чтобы понять, как это нужно делать. Хорошо, если ребенок долго работает на больших листах формата А3, рисует пальчиковыми красками на огромных листах ненужных обоев, много лепит, вырезает, мастерит. Разнообразьте игры для развития зрительно-моторной координации. Пяти - шестилеткам очень нравится выжигать, делать поделки на детском гончарном круге или ткать самую настоящую ткань на маленьком ткацком станке. Все эти игрушки недорогие, и продаются во многих магазинах. В 4 ,6 года можно приобретать рабочие тетради, где с помощью простого карандаша ребенок учится соединять точки, штриховать, обводить, раскрашивать, писать печатные буквы. И только в 5,6, а лучше в 6 лет предлагайте работу в тетради в крупную клетку. Вот теперь полезно научить его вписывать печатные буквы в клеточки, писать под диктовку слоги и короткие слова. Зрительно-моторная координация среднестатистического ребенка готова к освоению письма в возрасте 6,5-7 лет. Письмо – это сложнейший психофизиологический механизм. Чтобы малыш смог научиться писать, как взрослый, обязательно созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму, чтению, подготовленность психологических процессов. Помогают овладеть письмом хорошо развитое фонематическое восприятие, фонематический анализ, который необходим для перевода звука в букву при письме, а также сформированные графомоторные навыки (слаженная работа пальчиков) и зрительно-моторная координация (система глаз-рука). Кроме этого, у малыша 7 лет должны быть хорошо развиты память, внимание, мышление, составляющие основу интеллектуальной деятельности. Ну а уж к речи ребенка предъявляются самые серьезные требования. Речевое развитие должно быть полноценным, другими словами, в 6-7 лет речь такая же, как у нас с вами, за исключением разве что содержания высказывания.

4.Не торопите ребенка при обучении чтению и письму. Иногда беглое чтение дошкольника приводит к дисграфии в школе: рука не успевает за мыслью и буквы пропускаются. Моторные возможности маленького ученика еще невелики, а слова при письме проговариваются очень быстро. Пропуски и замены букв – дело обычное при таком явлении. Притормаживайте малыша при письме, и помните, что беглое чтение до школы – не самоцель.

5.Не обучайте начертанию письменных букв до школы. Многие специалисты полагают, что учить письму дошкольника надо сразу с прописных букв. Тем не менее, деткам с особенностями в развитии (а таких, по некоторым данным, до 70% сейчас) чрезвычайно сложно осваивать написание элементов прописных букв. Нарушения внимания, поведения, оптико-пространственной ориентации, нарушения речи и задержки умственного и моторного развития - вот далеко не самый полный перечень противопоказаний для овладения письмом прописных букв до 6-7 лет. Одна из самых больших проблем в этом деле – соединения между буквами – не решается в дошкольном возрасте. Нервная система даже совершенно здорового крохи еще не готова к освоению и точной дифференциации множества элементов прописных букв, которые по-разному пишутся в зависимости от того, строчная это буква или заглавная. Обучение правильному наклону букв, соблюдение полей, профилактика зеркального написания и равновеликости букв на строке - все это задача начальной школы. Если ребят учат этому до школы, то обычно удается добиться письма слов прописными буквами без соединений и наклона. Это – большая ошибка, как и когда ее исправлять? Один выход –переучивание в школе. Кроме этого, при поступлении в первый класс малыш может столкнуться с иной методикой обучения письму (постановкой руки), совсем не такой, к которой он привык. Ломать навык всегда сложнее, чем формировать его с нуля. Не забывайте, что в начальной школе каллиграфии уделяется большое внимание, за неудобочитаемый почерк снижаются оценки.

6.Исправьте все недостатки устной речи малыша в дошкольном возрасте. Почти все нарушения звукопроизношения имеют неприятную особенность отражаться на письме. Если ребенок заменяет звук Ш на С при говорении, то и при письме слов с этими согласными будет допускать ошибки. Если так получилось, что до школы все звуки речи исправить не удалось, продолжайте занятия с логопедом и в начальной школе.

7.Если кроме нарушений устной речи у ребенка отмечается еще и задержка психомоторного развития, обратитесь к психоневрологу, дефектологу и нейропсихологу. Дефектолог займется развитием памяти, мышления, внимания, логики. Логопед приведет в порядок всю речевую систему, а нейропсихолог с помощью специального комплекса упражнений и игр повысит обучаемость ребенка. Если есть показания к медикаментозному лечению, то в начальной школе его имеет смысл провести.

Если уж так случилось, что дисграфии избежать не удалось, то придется набраться терпения и знаний в поиске хорошего логопеда. Может быть, вы не сразу найдете «своего» специалиста, все равно не опускайте руки. Начиная со второго класса, приступайте к систематическим занятиям, не затягивайте с решением проблемы. Пускай ваш ребенок и не станет акулой пера, но зато двери в высшее образование для него не будут закрыты из-за неуда по русскому языку.