Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Бесплатный вебинар

Один дома

Как играть с «Кубиками Зайцева», если у крохи нет компании.

Так уж сложилось, что обучаться чтению и письму по кубикам и таблицам Зайцева принято в веселой компании малышей. Обычно мамочки с удовольствием водят своих чад на такие занятия в детские центры, клубы или домашние садики. Дома заниматься гораздо сложнее: много хлопот по хозяйству, трудно наладить систематические занятия. Сделав пару попыток, мамы обычно либо бросают эту затею, либо обращаются к специалисту. Спору нет, методика рассчитана как раз на большую группу ребятишек, где и побегать вволю можно и в команде поиграть. Но как быть, если социальные контакты временно невозможны? Причин не отдавать малыша в детский коллектив может быть множество, и все они уважительные. Здесь и частые простуды у детки, и наличие второго малыша – грудничка (водить старшего некому), и особенности развития, к которым далеко не всякий педагог сможет приспособиться. Нередки случаи, когда прекрасно развитый малыш, активный и любознательный, попросту отказывается играть с «кубиками», скучает, слова выкладывает с явной прохладцей. Так и получается, что такой чудесный инструмент для обучения чтению не используется очень многими мамами. Но и к таким упрямым деткам можно подобрать ключик и незаметно для них самих заинтересовать этой полезной деятельностью.

 

Вторая попытка ( или дубль два)

Если вы уже пробовали заниматься со своим крохой сами, значит, у вас есть и собранные кубики и повешенные на стене таблицы. Давайте вновь достанем коробку с кубиками, смахнем пыль с таблиц и начнем увлекательные игры.

 

Для малыша 3-4 лет.

Теперь мы будем использовать кубики как строительный материал. Игры с обычными кубиками уже хорошо известны ребенку.Воспользуемся этим интересом и заменим конструирование нашими «чудо-кубиками».

Игра «Самолет»: малышу скучно выкладывать поезд из кубиков со складами, где повторяется одна гласная? Тогда предложите ему отправиться в полет. От увлекательной сюжетной игры не отказывался еще ни один ребенок. Скажите, что для путешествия по воздуху вам понадобится самолет, и делать вы его будете вот из этих «железных» кубиков. На полу в комнате выкладывайте контур самолета из больших кубиков так, чтобы в этот контур мог уместиться ребенок. В итоге получится, что он сидит на полу, а вокруг него выложен фюзеляж самолета и 2 крыла по сторонам. Но! В каждой подобной игре вы должны выдвигать свои условия. Ведь для вас главной образовательной задачей в этой игре является научить ребенка находить кубики с одной и той же гласной, например, НА ПА ВА ГА… Значит, контур самолета будет выложен этими кубиками складами вверх. В качестве второго условия вы объявите, что самолет не полетит, пока мы не прочитаем все эти кубики. Затем вы читаете по 1 кубику, а малыш, глядя на каждый прочитанный вами кубик, повторяет. Только после этого можно «лететь». Если вы видите, что малышу нравится эта игра, попробуйте ненавязчиво предложить написать название самолета (по таблице указкой или из кубиков). Например, ваш самолет будет называться КАРАПУЗ. Прекрасно! Написали- прочитали – и в путь!

По аналогии играйте в игры «Корабль», «Автомобиль». Только теперь вы совершите путешествие по воде или сказочному шоссе. Вы наконец-то увидели горящие от радости глазки малыша? Не останавливайтесь на достигнутом. Теперь ваша задача – вместе с крохой написать из кубиков как можно больше слов. Для реализации этой задачи, мы опять-таки пойдем обходными путями, и будем подталкивать обучение малыша незаметно для него самого.

Игры с маленькими предметами. На какое-то время вам придется превратиться в Плюшкина и с негодованием останавливать домочадцев в их попытках выбросить разную мелочевку в мусор.Насобирайте в коробку мелкие игрушки и предметики, размером не больше 5 см. Нам подойдут и игрушки из киндер-сюрприза, бусинки от наборов для девочек, особо красивые пуговицы, одежка и обувь для пупсика, фигурки от брелков, подвески для мобильных телефонов. Существуют даже целые наборы таких крох: обувь, овощи-фрукты, одежка, транспорт, животные и т.д. Эту бесценную коллекцию мы будем использовать очень часто, поэтому не показывайте малышу все сразу. Например, во время «кругосветного путешествия» на корабле (сделанном из маленьких кубиков, с буквой И на каждом), мы будем спасать пассажиров с потерпевшего кораблекрушение лайнера. Но есть условие: чтобы пассажир смог забраться на наш корабль, его имя нужно написать из кубиков, иначе как же мы разберемся, кто есть кто? На соседний кораблик вы заранее посадили «пассажиров»: кота, собаку, гнома, рыбку. Игрушки подберите такие, чтобы слова получались короткие, и их быстро можно было написать. Если видите, что ребенку быстро наскучило писать слова и спасать пассажиров, сами пишите карандашом на полосках бумаги и предлагайте малышу угадывать, кого сейчас мы возьмем на борт. Если вы собрались играть в «Автомобиль», сделайте такие же заготовки из полосочек на много предметиков и предложите малышу взять с собой в поездку тот или иной предмет. Например, кроха выбирает полоску со словом «СУНДУК» -и методом угадывания берет сундучок из общей кучки игрушек, кладет в «Автомобиль». Затем полоску со словом «БОТИНОК» -так же ищет и кладет. Не бойтесь пошутить и подложить забавный предметик, посмейтесь вместе с малышом от души.

Прекрасным подспорьем для «незаметного» обучения грамоте являются театрализованные игры. При помощи кукол-варежек или би-ба-бо (кукла на пальчик) покажите малышу простую сказку, например, «Колобок». Как бы невзначай пишите из кубиков слова-названия персонажей: «Катится колобок, катится. Вдруг навстречу ему – кто?... (пишете и читаете слово ВОЛК)» Слово оставляете, а впоследствии рядом с ним появляются названия всех участников этой истории. Даже если маленькому упрямцу ну нисколечки не хочется писать и читать слова, то сказку дослушать до конца (и досмотреть, что важно!) очень хочется. Ради такой цели малыш согласен и слова почитать. Если ребенок постарше, то после сказки можно еще и поиграть с написанными словами и куклами: «Смотри-ка, что здесь написано? Кто это? Принеси такую игрушку». Можно подкладывать персонажей к словам, а можно и по-другому сделать. Напишите маркером на пластиковой доске эти же слова, пусть малыш угадывает, где что написано, и стирает названия зверей тряпочкой. Теперь мы «завлекли» внимание крохи увлекательным занятием по стиранию слов, а читать все равно учимся, как бы само собой.

Для малыша 5-6лет

Игра «Угадай, что в сундучке». Подберите 5-6 маленьких предметов (простые двух-трехсложные слова: рыба, сумка, машина, собака…). Найдите красивый сундучок или мешочек и положите туда игрушки так, чтобы ребенок не знал, что там. Задание для малыша: «Хочешь узнать, что в сундучке? Тогда неси те кубики, которые я тебе назову. Мы напишем слово, и этот предмет покажется из сундучка». Вы называете первый кубик, который нужно принести, затем ту сторону, которой нужно ставить этот кубик. Затем просите принести второй,и,если нужно –третий. Например: «Неси РЫ , ставь, а теперь нам нужен БА. Какое слово у тебя получилось? Кто спрятался в сундучке?» Если ребенок не сможет почитать сам –помогите ему, начав читать первый кубик. Возможно, ваш малыш догадается. После того, как слово прочитано – из сундучка вынимается игрушка и вручается ребенку.В качестве варианта этой игры, используйте таблицу. Показывайте и называйте нужный кубик –склад на таблице (РЫ), затем следующий (БА) – глядишь –малыш уже и угадал, что спрятано в сундучке.

Игра «Волшебный мешочек» Ребенок вынимает из красивого мешочка игрушку и пишет это слово из кубиков или указкой по таблице. Написал правильно – игрушка твоя. Вы можете от занятия к занятию усложнять слова, меняя игрушки. Такая игра нескоро и надоест малышу.

Игра «Замок». О! Любимейшее занятие ребят – домоседов. Если юному строителю есть 6 лет, то для начала вы можете вместе начертить план вашего будущего замка: с крепостной стеной, внутренними постройками, воротами, башенками. Действовать мы будем смело и привлечем для игры и обычные деревянные кубики, и «Лего» и все-все, что только захотим. Однако, наша задача – не только развернуть длительную сюжетную игру, но и закрепить навыки узнавания и чтения слов, письма слов, классификации кубиков. Задача, конечно, зависит от уровня владения чтением конкретным ребенком. Итак, для крепостной стены мы возьмем наши «Кубики Зайцева». Их можно не только выкладывать с одной гласной на внешней стороне стены, но и делить: нижний ряд сделаем из железных, а верхний – из деревянных, башенки украсим золотыми кубиками. Всю стену надо обязательно прочитать. Внутренние постройки делайте из любого материала. Нас теперь интересуют жители замка. И вот тут нам опять пригодятся мелкие предметы и полоски бумаги с написанными названиями этих предметов. Какие могут быть варианты:

- можно предложить малышу выбрать жителей из общей кучи, расставить за крепостной стеной и около каждого подложить подходящую полоску с названием: ЛОШАДЬ, ГНОМ, ЗАЯЦ и т.д.

-а можно усложнить задание: в замок войдет только тот, у кого есть «билет». Малыш держит все полоски бумаги в руках, читает названия и «приглашает» в замок соответствующего персонажа. Малышу не обязательно уметь читать: он может и просто угадывать слова.

- оптимальный вариант для 5-6летнего карапуза – самому написать слова на полосках и положить к каждому герою вашей игры.

Если вы точно знаете, что игры с бумажными полосками не нравятся вашему крохе – замените их кубиками, то есть пишите все слова только из кубиков или указкой по таблице.

Подвижные игры с «кубиками» для всех возрастов.

Эти игры подходят абсолютно всем ребятам, но особенно незаменимы они для малышей с особенностями в развитии, с трудностями концентрации внимания, например, для ребят с гиперактивностью, нарушениями речи, органическим инфанитилизмом. И для всех, кому просто нравится все время быть в движении.

Игра «Дорожки». Бывают такие развивающие пособия, которые сами подсказывают, как с ними играть. Так же и с «Кубиками». Вдоль всей комнаты вы вместе с малышом можете выложить «дорожки» из параллельных рядов кубиков так, чтобы наверх смотрели написанные подряд слова (КОТМАШИНАКУКЛАЧАЙ). Малыш может побегать внутри дорожки, но прочиать слова нужно обязательно, пусть даже с помощью мамы.

«Змейка» - вариант игры «Дорожки», только кубики выкладываются в одну длинную извилистую линию. Не обязательно писать слова, можно просто выложить кубики с одной гласной и прочитать их.

Игра «Войнушка». Для этой увлекательной игры лучше приобрести комплект «Кубиков» из пластмассы, но практика показывает, что и обычные, картонные «Кубики» чрезвычайно живучи. Игра заключается в следующем: на противоположных концах комнаты вы с ребенком строите башню из кубиков, каждый свою. Строим башни в несколько рядов так, чтобы получилась стеночка с одной гласной буквой на одной стороне. Конечно же, читаете эти стеночки. Затем запасетесь «бомбочками». Пусть ребенок сам выберет себе оружие: может быть, он захочет воевать только маленькими железными или большими деревянными кубиками. После того, как вы спрятались каждый за свою стенку, «война» объявлена. Кубик надо кинуть так, чтобы попасть в противоположную башню. Естественно, до начала игры надо договориться, что кидать можно только в башенки, а в человека целиться нельзя, особенно в голову.

Метание кубиков в баскетбольную сетку. Эта игра тоже нравится всем малышам, и также мы используем по возможности пластмассовый комплект «Кубиков». Прикрепите к стене детскую баскетбольную сетку на липучках на уровне лица ребенка. Малыш должен брать кубик из кучки, читать на нем самостоятельно любую сторону и кидать точно в цель. Вроде бы и не учимся читать, а просто пытаемся развить меткость, но чтение как-то само по себе осваивается.

Игра «Кочки». Это очень полезная и интересная игра, которая таит в себе массу возможностей. На полу в комнате выложите из кубиков простые слова так, чтобы они шли друг за другом, на расстоянии 40-50 см. Если кроха совсем не умеет читать, но знаком и с пением по таблице, и с письмом слов из кубиков, то первый раз слова могут быть такими: МАМА, ПАПА, БАБА, ЛАПА, КАША, МАША (то есть с одной гласной А в каждом складе; угадывать такие слова нетрудно). Малыш встает у «старта», то есть у первого слова (назовем их «кочками»). Смотрит сверху-вниз на написанное слово, читает его, и, если верно прочитал – перепрыгивает. Затем читает следующее, перепрыгивает и так – до самого конца, где в маленьком тазике с фасолью зарыт его подарок – маленькая игрушечка. Даже если читать крохе неохота, стимул поковыряться в тазике и получить подарок настолько велик, что он прыгает через столько «кочек», сколько вы положите на пол. В дальнейшем слова можно менять. Для плохо читающих малышей подойдут слова типа МАК, ЛАК, ЛУК, ДОМ, КОМ и т.д.

Неправильно было бы считать, что главное в обучении – достичь цели. Для маленькой формирующейся личности крайне важен сам процесс обучения, те средства, что мы используем, чтобы научить. Принцип «если долго мучиться, что-нибудь получится» давно устарел. Пусть ваши занятия с малышом будут наполнены радостью, смехом и удивительными открытиями. Удачи!

 

Пятибратова Н.В.