Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Учебный центр Наталии Пятибратовой

Мультфильмы: развиваем малыша незаметно!

Все ясно: он застрял!

Не будет преувеличением сказать, что мультики родом из детства. Они пахнут сказкой, предвкушением, сушками с чаем и громким маминым в окно девятого этажа: «Иди скорей! Мультики начались!». А на экране телевизора - заставка: «Мультипликационный фильм». Вот так: строго и тяжеловесно.

Нашим мамам и папам даже в голову не могло прийти, что мультяшки могут как-то не так повлиять на развитие малыша - так редко, по большим праздникам, их показывали. Увы, сейчас обилие часов, проведенных малышом у телевизора так велико, что поневоле задумаешься: что-то тут не так. Разве правильно, что кроха четырех лет от роду предпочитает телевизор чтению книги вместе с мамой или прогулке на лыжах с папой? Скажете - старомодно? Но вместе с тем мультфильмы завладевают вниманием ребенка уже с полутора лет, поэтому за изучение этой проблемы взялись даже ученые. Давайте разберемся, вредно ли «застревание» детей на просмотре мультфильмов или нет. А главное – как сделать мультики своими союзниками в развитии малыша.

Ребята, давайте жить дружно!

Количество мультфильмов так велико, что трудно предположить, что их можно разделить всего-то на 3 группы.

Поучительно-познавательные. Самые уважаемые среди родителей, которые часто их называют «советскими». Не только отечественные мультфильмы 50-80-х годов можно причислить к разряду полезных. А Диснеевские «Красавица и чудовище» и «Бэмби»? Румынский «Вук»?, Польские «Кржемилик и Вахмурка»? Все они и по сей день достойно справляются с задачей формирования интеллектуальных и нравственных норм. В правильном современном русле воспитывают подрастающее поколение такие эко-мультики, как «Валли», «Лоракс», «Девять». А помните мультфильм про ребят-школьников, попадающих в Древнюю Грецию и Древний Рим? Даже запыленный от времени мультик «В стране невыученных уроков» смотрится актуально на фоне и современных школьных программ. Получается, что правильно подобранный мультик может в ненавязчивой форме закрепить малышовые знания, полученные в детском саду или школе. Бесконечно добрые, немножко наивные мультики для дошколят полезно периодически просматривать и взрослым, подзабывшим, как искренне когда-то жалели Мамонтенка, как сочувствовали паровозику из Ромашково и как сердились на доверчивого Леопольда…

Психологи давно используют просмотр художественных и анимационных фильмов в психотерапевтической работе с детьми и подростками. Делают так: у тревожного малыша посредством разных психологических приемов «снимают» страх, а на одном из этапов вместе просматривают короткий мультфильм, где герой справляется со своим страхом (желательно, таким же, как у малыша), и все кончается хорошо. Например, фрагмент мультфильма про ахи-страхи и отважного мальчика, ночью набравшего для мамы цветы, используется при работе со страхом темноты.

Развлекательные. Такие мультфильмы обычно выпускаются в виде сериалов, где главный герой постоянно попадает в передряги. Например, любимый многими «Губка Боб», про будни обитателей подводного мира, «Ну, погоди!», «Простоквашино» и др. Сюжеты таких мини-сериалов просты, забавны и нужны для отдыха и развлечения.

Вредные. Специалисты единодушны: к этой категории можно смело отнести Японские анимэ, особенно те, которые содержат сцены насилия, секса, этической двусмысленности или абсолютного примитива. Не нужно быть эстетом, чтобы заметить убогую графику таких мультиков, сляпанных кое-как, за день-два, отсутствие идеи и довольно поверхностный сюжет. Кстати, некоторые психологи относят к разряду «вредных» и сериал «Том и Джерри». Считается, что шутки мышонка над бедным котом носят издевательский характер и не являются поводом для смеха и примером для подражания. Однако родителям стоит помнить, что малыш подражает, прежде всего, самым главным для него людям – маме и папе, а не мультяшному мышонку. К.И.Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» пишет, что дети, любители фантазировать и играть, удивительным образом не смешивают вымысел и реальную жизнь. Так, трехлетний карапуз, делая куличики в песочнице, никогда не начнет их есть. Возможно, что он и кота лупить не станет, если в семье царят мир и добро.

Пустяки, дело житейское!

Размышляя на тему полезности или вредности мультфильмов, нужно подумать о том, зачем вы их показываете малышу. Одно дело, когда мама сажает годовалого карапуза за телевизор в надежде впихнуть ложку-другую каши, и другое – когда решает воспитательную или образовательную задачу. Между прочим, кормление деток перед телевизором формирует у них извращенное пищевое поведение, часто приводящее к дисбалансу между «хочу покушать» и «нужно покушать». Ощущения истинного голода и вообще процесса принятия пищи искажается и может привести в будущем, например, к перееданию или анорексии, странностям в пищевых пристрастиях и т.д. Важно и то, сколько минут в день малыш «общается» с электронным другом. Существуют гигиенические нормы, соблюдая которые, вы не навредите ни зрению, ни мозгу, ни физическому развитию ребенка.

Итак, разрешаем смотреть мультфильмы малышу с двух лет, не раньше!

2-3 года – 15 минут в день.

3-5 лет – 30 минут в день.

5-7 лет – 40-45 минут в день.

Многие, наверно, удивлены, насколько незначительным должно быть время, проведенное крохой у телевизора. И это неслучайно, потому что бесконтрольное просиживание за мультфильмами может привести:

· к ухудшению зрения;

· к перевозбуждению;

· к задержке речевого развития;

· к аутистическим чертам в поведении.

Телевизор никогда не должен являться эквивалентом живого общения ребенка с людьми. Коммуникативные навыки (диалог, просьба, умение задать вопрос) формируются только в общении и играх с другими детьми и взрослыми.

 

Продолжаем разговор!

А ведь процесс просмотра мультиков можно привлечь к развитию речи малыша! Мультфильмы можно смотреть пассивно, то есть поглощать легкодоступную информацию, не анализируя ее, а можно - активно, думая, рассуждая, тренируя речевые навыки. Приведем несколько примеров того, как можно с помощью хорошо известных мультиков вызвать звукоподражания у неговорящих двухлеток, расширить словарь у деток постарше, развить связную речь, развить слуховое внимание и память.

Мультфильм «Дед Мороз и лето».

· Перед показом мультфильма покажите малышу картинки с разными временами года: зимой, весной, летом, осенью.

· Побеседуйте с малышом: «Какое время года на картинке?» (зима). «Почему ты так решил?» («Потому что нарисован снег, дети катаются на санках, Дед Мороз дарит подарки»). Уже в 3-3,6 года побуждайте малыша отвечать полным предложением.

· Поиграйте: «Угадай, про какое время года я сейчас расскажу?» Перечислите признаки весны: набухают почки, птицы прилетают из теплых стран, тает снег… «Весна!» - догадывается малыш.

· Игра «Нелепицы». Вы схематично рисуете картинку-нелепицу: снежинки, мальчик в шубе и шапке, санки, снеговик и - травку с цветочками. «Что-то тут не так.. Мама ошиблась. Угадай, что не правильно я нарисовала?» Ребята любят чувствовать интеллектуальное превосходство над взрослыми, поэтому ответы не заставят себя ждать.

· А теперь предложите малышу посмотреть мультик, в котором тоже есть то, чего не бывает – дед Мороз приехал в гости к ребятам летом!

Вместе с малышом посмотрите мультфильм, по ходу дела рассказывая, что происходит, и почему деду Морозу стало нехорошо летом, и как ребята ему помогли.

После просмотра задайте ребенку несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что он все понял. Можно нарисовать рисунок по теме мультика или послушать песенку о лете и даже выучить ее.

«Мы делили апельсин!».

Крошечный мультик с запоминающейся песенкой подойдет для двухлетнего карапуза, только начинающего говорить.

· Покажите малышу настоящий апельсин. Дайте попробовать, потрогать и понюхать.

· Поиграйте в игру «Угадай на вкус». Малыш закрывает глазки, а вы кладете ему в рот маленький кусочек яблока. Кроха должен угадать, что за фрукт он жует. Затем предложите ему кусочек банана, апельсина. Эта игра хорошо развивает сенсорную сферу малыша. Если кушать цитрусовые нельзя, то их можно угадывать по запаху.

· Покажите мультфильм про апельсин и лесных зверей. По окончании задайте вопросы: «Кому досталась долька?». Задача малыша ответить, правильно изменив окончание существительного: «ежу», «котятам», «утятам». «А кому досталась только кожура?» - «Волку».

· Разрежьте апельсин на четыре дольки, посчитайте их вместе с крохой, «угостите» игрушечных зверей и еще раз уточните окончания слов: «Мы дадим дольку собачке (кукле, мишке)»

· Включите песенку из мультика еще раз. Одновременно с ней раздавайте игрушкам свои, настоящие, дольки. Очень полезно для развития внимания малыша производить действия синхронно с текстом песни, не забегая вперед и не отставая.

· Если ваш малыш еще не говорит, то полезно с помощью мультфильма вызвать звукоподражание «Ам!». Спросите: «Что делали котята?» Малыш пробует сказать «ам». Если не получается, помогите ему: положите в ротик чайную ложечку и побуждайте сказать: «а-а-а –м». После звука «а» ложечку вынимайте. Когда ротик рефлекторно закрывается, должен получиться звук «м».

 

«Тайна третьей планеты»

Ребята старшего дошкольного возраста живо интересуются темой космоса, ракет, межзвездных путешествий. Расширить их кругозор поможет мультфильм по мотивам произведений Кира Булычева.

· Покажите малышу энциклопедию с изображениями планет. Расскажите, что Юпитер-это самая большая планета, а Меркурий – самая горячая. На Венере такая плотная атмосфера, что легкое прикосновение рукой к человеку может оттолкнуть его на километр. Не забудьте показать и рассказать про нашу Землю: из всех планет Солнечной системы она одна населена живыми организмами.

· Посмотрите вместе с малышом мультфильм. Не забудьте задать вопросы об увиденном: очень важно, чтобы ребенок понимал то, что видит на экране.

· Нарисуйте необычных существ, которые могли бы жить на других планетах, фантазируйте.

Точно так же вы можете использовать любой развивающий мультфильм. Главное – поставьте цель, то есть то, чего вы хотите добиться в плане речевого и общего развития.

Сами с усами.

Оказывается, мультики можно не только смотреть, но и делать самим! Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, приступайте:

· Подготовьте обычный цифровой фотоаппарат, пластилин и компьютер, в который надо установить программу Киностудия Windows live.

· Установите фотоаппарат на штатив перед листом белой бумаги, на которую падает свет

· Слепите из пластилина вместе с малышом человечка с опущенными вниз руками

· Сфотографируйте его.

· Измените положение рук человечка, подняв их вверх. Саму фигурку не смещайте.

· Сфотографируйте его еще раз.

· Если вы хотите, чтобы человечек «шел», фотографируйте каждое движение пластилинового человечка, изменяя положение его ног. Должно получиться не менее 30 кадров.

· Теперь вы можете просмотреть «сырую» версию мультфильма на фотоаппарате, просмотрев его в режиме слайд-шоу или на быстром просмотре.

· Поместив фотографии в компьютер, с помощью вышеуказанной программы вы сможете смонтировать 15-тисеуундный мультик. Если хотите длиннее, с небольшой сюжетной линией, то кадров придется делать несравненно больше: 200-300. Зато на такой, полутораминутный мультик можно и музыку наложить, и титры вставить.

Подобные мультфильмы можно делать, рисуя пальцем на подносе с манкой, песком, фломастером на бумаге или просто, перемещая маленькие игрушки. Одно небольшое смещение фигурки – это один кадр.

На свете есть много вещей, которые только на первый взгляд «хорошие» или «плохие». Например, деньги. Или компьютер, Интернет, фаст-фуд… Они не хорошие и не плохие – они никакие. Это значит, что в одних руках они приносят добро, а в других, не знающих меры, зло. Как вы решите – так и будет. Уметь использовать всякую вещь во благо– это же здорово, не так ли?

Смотреть самодельный мультик:

 

Пятибратова Н.В.