Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Бесплатный вебинар

Доклад к межрегиональной конференции «Семейная культура 21 века»

Тема: «Специфика применения некоторых образовательных технологий родителями в домашних условиях».

В последние годы в современном обществе наметилась яркая тенденция, определяющая роль семьи не только в воспитании, но и образовании ребенка. Все больше и больше родителей предпочитают брать ответственность за уровень и качество обучения своих детей, не отдавая их в дошкольные учреждения. Такая ответственность предполагает не только осознанный выбор той или иной образовательной технологии, но и стремление овладеть ею на достаточно высоком уровне. Не случайно возникла и прослойка родителей, живо интересующихся ранним развитием и готовых обеспечить для него все необходимые условия у себя дома. Предпосылки к возникновению такого интереса, а главное – к его реализации, довольно хорошо изучены: это и повышение экономической стабильности семьи, и наличие отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, это и насыщенность рынка развивающими играми и пособиями, а также доступность информации о новых образовательных технологиях. До сих пор остается спорным вопрос о целесообразности интенсификации развития ребенка до 3 лет, но нельзя и игнорировать факт родительского интереса к этой области. Однако стоит отметить, что область этого интереса ограничивается, в основном, методиками, позволяющими обучить ребенка чтению, письму и счету. За пределами поля педагогической образованности родителя, как правило, остается вопрос о развитии эмоционально-волевой сферы, о формировании способности к выбору, принятию решений, самостоятельности. Также определенной узостью отличаются взгляды большинства родителей на проблему развития речи и исправления ее недостатков. Чаще всего мам и пап больше всего беспокоит вопрос о чистом звукопроизношении ребенка и о сроках появления первых слов (данные получены в результате опроса 118 родителей на форуме сайта журнала «Мой ребенок»).

Наиболее квалифицированно решить задачу раннего обучения детей (до 5 лет), не посещающих детский сад, берутся группы неполного дня, детские центры раннего развития, клубы, студии. Все они предлагают родителю традиционный спектр услуг, который включает следующие направления:

- умственное развитие, куда входят занятия по обучению навыкам счета, чтения, развития речи, обучение иностранному языку;

- художественно-эстетическое направление. Обычно в этот блок входят занятия по изобразительной деятельности, конструированию, музыке, танцам;

- спортивно-оздоровительное направление включает занятия ОФП, детской йогой, некоторыми видами спорта.

Отличительной чертой таких учреждений является комплексный подход к обучению, который позволяет всесторонне развивать ребенка. Недостаточно продуманным в большинстве таких центров остается вопрос о включенности родителей в процесс обучения, а также об уровне педагогических кадров. Ситуация складывается таким образом, что родители часто остаются вне пределов образовательного процесса, попросту не участвуя в нем. Даже если та или иная мама проявляет интерес к занятиям и стремится разобраться в том, как именно обучают ее ребенка, в чем суть выбранной педагогом методики, то в большинстве случаев она получает лишь некоторую часть информации, а присутствие мамы на занятии не приветствуется. Политика большинства детских центров развития – оторванность мамы от ребенка во время занятий, даже если маленьким ученикам 2-3 года. Необходимость этого обосновывается, во- первых, удобством для педагога, и, во-вторых, целесообразностью. Аргумент один: ребенок становится самостоятельнее и лучше занимается без мамы. Следовательно, мама не только не может проконтролировать процесс самого занятия, помочь своему ребенку в освоении того или иного вида деятельности, но и не получает достаточную информацию об особенностях методов, приемов, дидактических материалов, используемых на занятии. Большинство матерей вынуждены безоговорочно доверять конкретному педагогу, не все из которых имеют достаточную квалификацию и педагогическое мастерство. Помимо этого нарушается преемственность обучения: родители не могут применять дома те же методы и приемы в обучении, что и педагог, поскольку даже не знают о них. Например: при обучении чтению буквы называются кратко, как звук, это известно каждому педагогу. Однако большинство родителей не задумываются об этом и называют буквы так, как они читаются в алфавите: эм, эль, ша. Такое рассогласование приводит к замедлению темпа обучения чтению и к ошибкам на письме. Это лишь частный случай, а более общие проблемы, такие, как нарушение эмоциональной связи мама-ребенок, рост тревожности у детей до 3 лет из-за вынужденной оторванности от мамы, негативизм на занятии – все это отдельная тема.

Таким образом, наметился ряд особенностей, отличающих обучение ребенка до 5 лет в группах неполного дня (клубе, центре) и дома. Главная специфика обучения дома «вместе с мамой» состоит именно в наличии мамы и домашней, знакомой среды. В этом есть много плюсов, а все минусы, как правило, сводятся к неумению родителей организовать такое обучение, незнанию того, какие образовательные технологии выбрать, как их сочетать. Решив эту проблему, мы увидим неограниченные возможности обучения дома, в семье ребенка до 5 лет:

- знакомая обстановка и родной человек в качестве учителя позволяют избежать периода адаптации и напряжения, поэтому ребенок может сразу «включаться» в занятия и широко проявлять свой потенциал;

- осознанное отношение родителя к обучению, повышение родительской ответственности за процесс и результат, что повышает качество такого обучения;

- возможность создания специальной образовательной среды, что реализуемо только в домашних условиях: ребенок может «встречаться» с дидактическим материалом везде и постоянно;

- реализация индивидуального подхода, что, очевидно, даже если в семье не один ребенок;

- укрепление и сохранение здоровья ребенка происходит за счет отсутствия регулярных контактов со сверстниками в замкнутом помещении. Многие мамы не водят своих детей на занятия в дошкольное учреждение именно по причине частых соматических заболеваний ребенка.

Остаются открытыми вопросы о социализации ребенка при домашнем обучении и подготовке родителя. Что касается социализации, то для ребенка 2-3 лет этот момент не очень актуален, а, начиная с 3-3,6 –летнего возраста, как правило, многие неработающие мамы (или бабушки) начинают водить ребенка на спортивные занятия, на занятия художественно-эстетического цикла. Таким образом, ребенок не оказывается в вынужденной изоляции и активно учится общаться. Хочется отметить один важный момент: во многих семьях, где оба родителя работают, домашним обучением занимается другой близкий человек, например бабушка. Нередко родители приглашают няню или гувернантку, избегая отдавать ребенка в детский сад. Так или иначе, тема обучения ребенка 2-5 лет в семье близка многим родителям.

Для реализации поставленной задачи повысить педагогический уровень родителей (а в некоторых случаях –нянь и гувернеров) нами предлагаются ( и реализуются) следующие направления:

1. Проведение семинаров и мастер-классов разной тематики для родителей. На сегодняшний день, совместно с компанией «Раннее развитие», мы проводим два таких тематических семинара: «Кубики Зайцева для учебы и игры» и «Раннее развитие в домашних условиях».

2. Консультирование родителей по ходу их работы с ребенком. Консультирование может быть как очным (с приездом специалиста на дом), так и заочным (по телефону и электронной почте).

3. Разработка специальной литературы для родителей с пошаговым планированием занятий, понятными методическими рекомендациями. Такие пособия призваны систематизировать знания родителей, помочь наладить регулярные, взаимодополняемые занятия дома, ответить на возникающие вопросы в процессе обучения ребенка.

Очевидно, что реализацией этих направлений должен заниматься специалист или группа специалистов. Эта группа (или один человек) должны иметь квалификацию в разных областях. Прежде всего, это педагогика, психология, логопедия. Необходимо, чтобы имелись знания и практический опыт работы в Монтессори-группах, а также по методикам Н.А.Зайцева. Роль родителя в такой подготовке и последующей работе со своим ребенком не сводится к пассивному принятию информации. Все методики раннего развития, которые выбраны нами в качестве минимального образовательного базиса для ребенка 2- 5 лет предполагают наличие активного родителя, творческого и ищущего человека. Так, на наших мастер-классах родители принимают непосредственное участие в проведении игр, упражнений, что придает их знаниями большую осознанность. На семинарах у каждого из них есть специальное приложение с практическими заданиями, где на полях они делают пометки, пишут пояснения и даже зарисовывают некоторые эпизоды из мастер-класса. Мы делаем все для того, чтобы родители «освободили руки», почти ничего не писали, а были полностью включены в процесс обучения, в который входит и просмотр видеоматериалов. Те пособия, которые мы разработали специально для них, отражают то, что озвучивается на семинарах, поэтому вся прослушанная информация остается у родителей в напечатанном виде.

Анализируя педагогические технологии прошлого и настоящего, мы выбрали для родителей те из них, которые наиболее эффективны и легко реализуются в семье, где есть маленький ребенок:

1. Для обучения ребенка грамоте (чтению и письму), математике (счету и некоторым вычислительным операциям) мы предлагаем методики ученого-филолога Н.А.Зайцева. Эти пособия, разработанные около 20 лет назад, нашли широкое применение среди педагогов и родителей, прежде всего, своей простотой и эффективностью, а также возможностью использования с детьми от 2 лет. Эти методики называются «Кубики Зайцева» и «Нам в сотне тесно». На их основе мы разработали пошаговое планирование занятий для детей как с речевыми отклонениями, так и без них. Планирование и описание игр и упражнений отражено в нашей книге «Учимся читать с удовольствием!» и в пособии «Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева». В качестве дополнения к занятиям по математике с детьми 4-5 лет мы рекомендуем рабочие тетради Н.Б.Истоминой и Н.А Муртазиной «Готовимся к школе». Методика «Кубики Зайцева» нами модифицирована и адаптирована для работы с ребенком любого уровня психоречевого развития.

2. В качестве одной из основных задач домашнего обучения мы видим формирование у 2-5-летнего ребенка навыков самообслуживания как необходимого элемента формирования самостоятельности, без которой невозможно представить свободную, гармоничную личность. В рамках этого направления мы предлагаем родителям освоить элементы Монтессори-педагогики, знакомим их с основными принципами и подходами. Как показывает опыт, наладить обучение дома, опираясь на философию М. Монтессори-метода очень просто. Родители из подручных средств изготавливают необходимые Монтессори-материалы, которые помогают ребенку научиться без специальных стимулов концентрироваться на деятельности, соблюдать последовательность действий, упражняться в развитии того или иного навыка столько, сколько ему нужно. Ребенок имеет возможность пользоваться таким материалом тогда, когда захочет, а не только во время занятия. Именно поэтому достаточно быстро прививаются навыки самообслуживания, ухода за собой и окружающими предметами. Непроизвольное сосредоточение на работе («поляризация» внимания) по мнению М.Монтессори, является «необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке – начала процесса нормализации его поведения».

Как следствие, здесь же решается проблема развития мелкой моторики без специальных методов и приемов. При желании родители могут приобрести некоторые классические Монтессори-материалы из сферы сенсорного развития: например, обучающие ребенка различать и называть цвета и оттенки, величины, формы, запахи, ощупывать и различать разнофактурные материалы и поверхности. Задачей сенсорного развития в Монтессори-педагогике всегда является не столько ознакомление с сенсорными эталонами, сколько утончение чувственно опыта. На семинарах и очных консультациях родители узнают, как организовать дома Монтессори-среду (без ущемления интересов других обитателей квартиры), как изготовить материалы, получают их фото и подробное описание того, как показывать ребенку способ работы с ними.

 

3. Мы считаем крайне важным и включение методик по развитию речи ребенка и возможностям ее исправления силами родителей. Знания родителей об этой важнейшей стороне развития ребенка как правило, крайне скудны и не систематизированы, полны домыслов и устаревших в науке взглядов. Как показывает опыт, недостаточно лишь рассказать родителям о периодах становления детской речи и приемах выявления ее нарушения. Как и чем заниматься с ребенком, чтобы не допустить задержки речевого развития? – вот главный вопрос всех без исключения мам и пап. Таким образом, эта часть обучения родителей носит практический, прикладной характер. С нашим участием были сняты два обучающих видеофильма, целевой аудиторией которых должны быть именно родители (фильмы сняты и смонтированы издательством «Любимая книга»). В фильмах рассказывается и показывается на примере работы с конкретными детьми, система занятий по развитию речи с 2-6 –летним ребенком при помощи компиляции ряда логопедических методик. К таким методикам относятся разработки Т.Б. Филичевой, Т.А. Ткаченко, Н.О. Воробьевой, В.В. Коноваленко и др. На семинарах мы всегда даем родителям схему экспресс-диагностики речевого развития ребенка 2-5 лет и перечень самых распространенных логопедических диагнозов с их подробным описанием для тех родителей, у чьих детей уже выявлены нарушения речи. Также всегда делается акцент на том, что необходимы систематические занятия со специалистом, если у ребенка наблюдается задержка развития речи. Помимо семинаров и видеофильмов, нами выпущена книга «Отвечает логопед», составленная на основе вопросов родителей к логопеду и наших ответов. Книга также содержит практический материал для самостоятельных занятий с ребенком над развитием речи.

 

Для того, чтобы все вышеперечисленные образовательные технологии давали максимальный эффект, необходимо соблюдать несколько условий:

1.Они должны использоваться все вместе, взаимодополняя друг друга. Все они основаны на одних и тех же принципах; эти технологии признаны здоровьесберегающими и личностно-ориентированными. В каждой из них реализуется принцип свободного выбора ребенка, в них нет авторитаризма взрослого, а есть творческий поиск обеих сторон и глубокая научная обоснованность методов и приемов.

2. Необходимость создания специально подготовленной среды. Это значит, что обучение не ограничивается только рамками занятия, допустим 3 или 4 раза в неделю. Например, прием выкладывания слов и фраз кубиками Зайцева или письмо слов по таблице сопровождает ребенка во время всех режимных моментов: с утра мама вместе с ним пишет слова «с добрым утром», а вечером- «спокойной ночи», названия блюд, которые кушает ребенок, также пишутся кубиками и остаются на столе во время всего приема пищи. То же относится и к сенсорной и практической работе с Монтессори-материалами: они легко доступны, стоят на виду, поэтому ребенок может упражняться с ними в любое свободное время: например, переливать воду из разных емкостей, рисовать пальчиком на подносе с манкой, сортировать крупы и т.д.

3. Важно не смешивать эти технологии с другими, традиционно принятыми в педагогике и не использовать фрагментарно. Если родитель сделал осознанный выбор и обучился этим методикам, значит, он разделяет их принципы и настроен применять их в обучении своего ребенка. Так, смешивание разных методов в обучении чтению может привести к трудностям в овладении этим навыком и, как следствие, к невысоким результатам и специфическим ошибкам. А подход Монтессори-метода не сочетается с дидактизмом некоторых педагогических систем.

В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что наши инновации являются, по сути, первой попыткой разработки единой целостной системы подготовки родителей к самостоятельному обучению своего ребенка с 2 до 5 лет, что обусловлено высокой заинтересованностью общества к возможностям семьи реализовывать некоторые обучающие технологии внутри себя.

 

 

 

Автор: Пятибратова Наталия Владимировна (г.Москва), логопед-дефектолог, Монтессори-педагог, специалист по методикам Н.Зайцева. Работала в качестве логопеда в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи около10 лет, где создала экспериментальную логопедическую Монтессори-группу и применяла в обучении «Кубики Зайцева». В настоящее время – эксперт журнала «Мой ребенок». Автор 3 книг и 22 статей для специалистов и родителей. Помимо творческой и консультативной, занимаюсь научной работой – пишу диссертацию (в МПГУ).Провожу семинары и мастер-классы для родителей и педагогов, готовлю к выпуску ряд пособий и логопедических игр.

Телефон: 455-11-46, 8-916-739-46-47.

e-mail: nata_757575@mail.ru