Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Бесплатный вебинар

Комбинаторный метод обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи (старшая группа)

Проблема обучения детей дошкольного возраста чтению имеет общественную значимость, так как чтение - один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Специфика чтения как функции состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением.

Процесс обучения чтению дошкольников сопряжен с рядом психолого-педагогических сложностей. В исследованиях (М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Р.И. Лалаева, J. Townend и др.) показано, что процент детей, недостаточно овладевших первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет. В качестве причин трудностей выработки навыков чтения выделяются: недостаточная подготовленность детей к необходимым для чтения операциям звукобуквенного анализа и синтеза, к усвоению понятий «гласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения», к принятию лингвистической условности дифтонгов, совмещающих два звука в одном графическом знаке, и т.д. Все перечисленные языковые единицы носят абстрактно-символический характер и требуют соответствующего уровня развития понятийного и дискретно-логического мышления. У части детей, которые овладевают к школе механизмом чтения, к концу 1-го класса выявляется его недостаточная полнота и нестойкость. В результате этого примерно у 10% учащихся начальной школы обнаруживаются нарушения письменной речи. Следовательно, традиционный (буквенно-слоговой) метод обучения грамоте в детском саду в полном объеме не доступен всем детям, а, значит, не удовлетворяет в нужной мере требованиям современной школы. Становится ясным, что необходимо введение и других методов, которые более соответствовали бы психофизиологическим особенностям детей. Еще более острая необходимость модификации систем обучения чтению отмечается применительно к дошкольникам с общим недоразвитием речи. На важность проблемы подготовки дошкольников с ОНР к обучению грамоте указывает целый ряд авторов (Т.Б. Филичева, Л.Е. Журова, Г.А. Каше, М.И. Кузнецова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.). В истории педагогики и логопедии давно рекомендуется применять обучение чтению для коррекции речевых нарушений (Л.П.Голубева, В.К. Орфинская, Б.Ф.Васютина, Л.А.Гаранина, А.В.Лагутина, Н.Е. Старосельская, Т.С.Резниченко и др.). Л.П. Голубева (1951) предлагает распространить идею глобального чтения на работу с детьми с алалией. Однако широко распространенными в практике ДОУ остаются программы, предусматривающие только подготовку к обучению грамоте детей с ОНР (Г.А.Каше (1985), Т.Б. Филичева и Г.В.Чиркина (2008)).

В основу нашей методики обучения чтению детей с ОНР положена идея комбинаторики различных методов, получивших к настоящему времени распространение и признание. Создавая методику, мы старались соблюдать принцип личностно-ориентированного обучения, природосообразности и реализации здоровьесберегающих основ. Также в работе с детьми нами соблюдались основные общедидактические принципы обучения.

Составными частями в наш вариант комбинаторной методики вошли:

1)чтение по складам (приемы, предложенные Н.А.Зайцевым); 2) глобальное чтение (Е.Бодер, Т.Г.Визель, Т.С.Резниченко, М.Монтессори и др.); 3) традиционное аналитическое чтение.

Разрабатывая методику, в качестве основной минимальной единицы чтения мы выбрали склад, который нам кажется более универсальной и удобной для практического применения единицей, чем слог, поскольку всегда является цельным артикуляционным комплексом, т.е. «задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам». На таблицах и кубиках, предложенных Н.А.Зайцевым, изображены именно такие буквенные эквиваленты «цельных артикуляционных комплексов». «Складом» считается любое сочетание, где присутствует согласный, а за ним и гласный звук: ПА, РЕ, МЮ, ШИ. Опираясь на исследования ведущих фониатров и лингвистов, Н.А.Зайцев относит к складам и гласные буквы, которые вынесены им на таблице в отдельный столбец и присутствуют на кубиках в виде отдельных букв Оперировать складами в процессе чтения для ребенка более физиологично, чем отдельными звуками. «Делить слова на склады – занятие для детей совершенно естественное: миллион раз слышали, сами произносили. Кусочки родной речи. Возможность их увидеть вызывает неподдельный интерес» [1]. Склады быстро запоминаются, их можно предъявить ребенку в виде наглядного демонстрационного материала в форме кубиков и таблиц, где склады расположены в определенном порядке. Необходимость использования складового метода как альтернативного, обусловлена актуальностью поиска изменений организации учебного процесса при ОНР. Практика показывает, что использование складового метода (буквари Е.Н.Бахтиной, Л.Даниловой), без соответствующих модификаций, оказывается успешной в работе только с нормально развивающимися детьми. Однако результаты обучения дают основание для вывода, что складовой метод, наиболее полно представленный Н.А.Зайцевым, может быть успешно использован как составная часть комбинаторной методики при соблюдении ряда определенных нами психолого-педагогических условий. С их учетом нами разработаны пособия, методические приемы, содержание и структура организации занятий, специальные «опоры», обозначена логопедическая цель каждой игры. Модификация складового метода с учетом психолого –педагогических условий представлена в таблице 1.


 

Модификация складового метода обучения чтению.

Кубики

Таблицы

Организация занятий

Содержание занятий, методы и приемы

Разработанные пособия

-нанесение меток-«следов» на нижнюю часть каждой стороны кубика, что сокращает время обучения правильной постановки кубиков;

-утяжеление больших кубиков для достижения большего контраста при поиске нужного склада

 

-упрощение информационного поля за счет несущественных для обучения деталей, так как внимание у детей с ОНР легко отвлекаемо;

- приклеивание «картинок-ассоциаций», что позволяет детям быстрее запомнить названия складов;

- указка – маркёр, пользуются дети и логопед для чтения по таблице;

-настольные заламинированные таблицы для индивидуальной, домашней работы, а также вечерней работы воспитателя

- не более 5 чел.на занятии;

-строго определено время занятия (25-30 мин);

-строго определена периодичность занятий-2 раза в неделю при наличии домашних заданий

-введены задания для воспитателя в вечернее время

-пошаговое планирование занятий, дифференцированно для сильной и слабой подгрупп;

-логопедические игры с кубиками и таблицами, а также для развития внимания и зрительного восприятия

-задания по развитию внимания и зрительного восприятия;

- медленный темп работы на занятии, в том числе и пропевания складов;

- логопедические приемы: прокручивание кубика около рта логопеда при одновременном пропевании складов с фиксацией взгляда детей; утрированное пропевание и чтение складов, логоритмические упражнения; акцентирование внимания детей на четком прочтении складов;

-исключение из пропевания складов с нарушенными звуками;

-применение музыкальных фрагментов на занятиях.

- одновременное применение глобального и аналитического чтения

-«Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева»

-«Учимся читать с удовольствием»

-«Складовые наклейки»

-«Картинки-ассоциации»

-обучающий DVD для педагогов и родителей

Таблица 1.


Включение глобального чтения, представилось целесообразным в связи с тем, что, как отмечает Т.Г.Визель, у детей с ОНР механизм симультанного (правополушарного) восприятия текста формируется быстрее, чем аналитического (левополушарного). Приобретение детьми навыков глобального чтения способствует укреплению зрительного гнозиса, повышает уровень их осведомленности и облегчает переход к аналитическому чтению. При разработке заданий на чтение целыми словами, мы использовали идеи М.Монтессори, что нашло отражение в ряде игр с мелкими предметами (т.н. «интуитивное чтение», при котором ребенок подкладывает игрушку к соответствующему слову, написанному на карточке). Нами были разработаны логопедические комплекты таких предметов: «Звуковые коробочки», где названия предметов содержат проблемный звук в разных позициях и подобраны тематические комплекты для закрепления обобщений. В качестве пособий мы использовали Монтессори-материалы, разработанные для русскоговорящих детей и основанные на глобальном методе: «Следы» (на вырезанных по контуру отпечатках стоп и ладоней написаны слова разного уровня сложности), «Розовая серия для интуитивного чтения» (картинки и отдельно – подписи к ним, для самопроверки ребенок использует такие же картинки с подписями под ними). В методику вошли складовые картинки Н.А.Зайцева, адаптированные нами для детей с ОНР. Чтение по этим картинкам подразумевает целостное восприятие слова сначала с опорой на изображение, затем – без него. Глобальный и складовой методы увязаны в единый комплекс игр и заданий.

Аналитический метод мы применяли при обучении детей звуковым играм, а навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза дети обучались после того, как овладевали механизмом чтения. Использовались Монтессори-материалы: «Слоговые таблицы» (рабочая и контрольная: на одной по вертикали написаны 5 гласных букв, по горизонтали – пять согласных, которые можно «тянуть»; с помощью движений указательных пальцев ребенок соединяет, одновременно озвучивая, эти буквы, и кладет на пересечении карточку со слогом; по контрольной карте проверяет себя), «Грамматические коробочки» и т.д. Нами разработаны пособия по работе над ударением, слогоделением, работе с отдельными буквами и т.д.

Содержание работы дифференцировано в соответствии с различиями в степени готовности к обучению детей каждой из 2-х групп: сильной и слабой (А и Б соответственно). Занятия проводятся по подгруппам (сильная и слабая) 2 раза в неделю по 25-30 мин. Количество детей в группе не должно превышать 5 человек. Обучение чтению должны быть включено в сетку занятий и сочетаться с работой воспитателей, музыкального и физкультурного работников.

В обучении используются кубики, на которые нанесены склады. Кубики классифицируются по наполнителю (звуку), размеру, весу, цвету. Благодаря разному звуку наполнителя и разному размеру кубиков, дети после обучения легче усваивают понятия «глухой и звонкий звук», «твердый, мягкий звук», «гласный, согласный звук». Вместе с кубиками используются 2 настенные таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенной системе: склады систематизированы по признаку “деревянные”, “железные”, “золотые”. Все склады на таблице разделены на столбцы, которые читаются и поются (по аналогии с гаммой: от верхней ноты к нижней) по определенной схеме (матрице), например, ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, сю, сё ся се си сь. В дидактическое обеспечение работы, как уже упоминалось, вводятся складовые картинки: карточки с изображением предмета и с написанным зелеными печатными буквами его названием сверху. С обратной стороны карточек нет рисунка, а есть только его название. Слова на складовых картинках написаны с выделением ударного склада более темным цветом (корова, верблюды и др.). Также в работе используются наши пособия и е в некоторые Монтессори-материалы. Для обучения чтению по комбинаторному методу мы апробировали и внедрили следующие учебные пособия для логопедов, родителей и детей:

Методическое пособие с планами занятий «Учимся читать с удовольствием!». Пособие для родителей «Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева». Рабочая тетрадь «Складовые наклейки». Пособие «Картинки-ассоциации».

В обучении мы использовали разные методические приемы, в их числе медленное пение по таблице и кубику, выкладывание слов из кубиков взрослым и детьми, сочетание пения с ритмическими движениями и т.д.

Весь период обучения условно разделен нами на 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Цель подготовительного этапа обучения чтению: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. На этом этапе обучения проводятся 5 вводных занятий, одинаковых для обеих подгрупп как по продолжительности, так и по содержанию.

Планы некоторых занятий.

Занятие № 1.

План:

1. Показ и совместное с детьми обследование кубиков, показ наполнителя.

2. Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

3. Игра «Классификации».

4. Игра «Паровоз» (вариант 1).

5. Коллективное выкладывание имен детей из кубиков.

Примечание: если дети утомились, а занятие еще не окончено, то его объем сокращается за счет п.п. 2,5 и добавляется дополнительное занятие.

Занятие № 3.

План:

1.Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости.

2.Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости.

3. Игра «Смешные слова».

4. Игра «Паровоз» (вариант 2) (букву дети выбирают сами).

Примечание: при пропевании таблицы 1 мы активно побуждали детей к подпеванию.

Цель основного этапа обучения: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова (границу слова), ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам.

Планы некоторых занятий.

Занятие № 10.

План проведения занятия с детьми подгруппы А

План проведения занятия с детьми подгруппы Б

1. Игра «Живое слово».

2. Игра «Чудесный мешочек» с кубиками.

3. Командная игра (слова: «каша» - «суп»)

4. Игра «Сварим суп»

1. Игра «Чудесный мешочек» с кубиками»

2. Игра «Сварим суп».

3. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости.

4. Работа со складовыми картинками.

Примечание: с этого занятия можно не помогать детям пропевать песенки по таблице. С помощью песенок автоматизируются многие поставленные звуки. Например, попросите ребенка: «Спой песенку ШУ-ШО-ШЁ-ША-ШЕ-ШИ-ШЬ, следи за своим язычком и губами».

Занятие № 20.

План проведения занятия с детьми подгруппы А

План проведения занятия с детьми подгруппы Б

1. Работа с таблицей № 2.

2. Игра «Ферма» с использованием фигурок домашних животных.

3. Игра «Посмотри и повтори» из слов, написанных в п.3.

4. Работа с пособием «Пишу красиво».

1.Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости.

2. Игра «Ферма» с использованием фигурок домашних животных.

3.Игра «Поездка» из слов, написанных в п.2.

1. Игра «Задуманное слово»

Примечание: учитывая тот момент, что чтение мягких слияний усваивается сложнее, игры с маленькими кубиками проводятся чаще.

Цель итогового этапа обучения: научить детей обеих подгрупп выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а также научить начертанию букв карандашом на бумаге и мелом на доске.

Планы некоторых занятий.

Занятие № 23.

План проведения занятия с детьми подгруппы А

План проведения занятия с детьми подгруппы Б

1.Работа с таблицей 2

2.Работа с предложением.

3.Игра «Твое словечко».

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

1. Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости.

2. Письмо слов указкой по таблице 1.

3. Работа со складовыми картинками.

4. Работа с пособием «Пишу красиво».

Примечание: если дети не хотят играть в игры с предложениями, что связано с тем, что они не готовы с ними работать (составлять, разбирать и записывать), то работа с предложениями проводится только с детьми, свободно читающими слова любой длины.

Занятие № 28

План проведения занятия с детьми подгруппы А

План проведения занятия с детьми подгруппы Б

1. Грамматика с кубиками.

2. Работа с пособием «Пишу красиво».

1.Работа с таблицей № 2.

2. Игра «Задуманное слово».

3. Работа со складовыми картинками.

4. Работа с пособием «Пишу красиво».

 

Примеры игр и упражнений для обучения чтению.

Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

Цели:

- привлечь внимание детей к кубикам и таблицам;

- помочь детям сконцентрировать внимание одновременно на органах артикуляции логопеда и пропеваемых на кубике складов;

- развивать зрительно-моторную координацию, формировать речевой выдох;

- уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;

- развивать ритмико- интонационную сторону речи;

- учить запоминать алгоритм пропевания складов.

Это упражнение является одним из основных на начальных стадиях обучения. Логопед пропевает склады на нескольких кубиках. Затем ребенку предлагается выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. Сторона кубика, на которой находится пропеваемый склад, обращена к ребенку. Таким образом, ребенок видит одновременно и склад на кубике, и уклад органов артикуляции при пропевании данного склада. Пропеваются склады замедленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает постановке звуков, так как многократное пропевание складов развивает артикуляционный аппарат ребенка. к дальнейшей работе.

Игра «Чудесный мешочек» (с кубиками).

Цели:

- привлечь внимание ребенка к кубикам и складовым таблицам;

- закрепить навык пропевания песенок на кубиках;

- учить соотносить кубики с плоскостным изображением соответствующих складов на таблице и ориентироваться в таблице;

- развивать навык прослеживания глазами столбцов на таблицах.

Логопед показывает детям мешочек, внутри которого лежат 4-5 кубиков, наиболее простых для пропевания (с наиболее частотными буквами): У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д. Ребенок достает из мешочка кубик, пробует самостоятельно пропеть склады на нем (при необходимости логопед помогает), находит и показывает соответствующий столбец на таблице. На последующих занятиях логопед добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д. Такая работа позволяет логопеду осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и делает процесс обучения чтению более результативным.

Игра «Паровоз».

Цели:

- учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;

- способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же гласной;

- учить находить нужный кубик;

Примечание: предварительно на каждую сторону кубика около основания склада нужно нанести метки – «следы» (маленькие отпечатки стопы человека). Детям, затрудняющимся в правильной постановке кубика на полку, говорится: «Поставь кубик на ножки».

Вариант 1. Логопед предлагает детям построить паровоз. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный паровоз) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Логопед говорит, что все вагоны в паровозике будут с буквой А и показывает на первом кубике ( на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Затем ставит кубик рядом с локомотивом. Остальные кубики дети ставят сами, логопед вмешивается лишь тогда, когда ребенок не понимает, как надо искать кубики с буквой А. Логопед поясняет, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, дети работают только с кубиками, постепенно выделяя их зрительно (это способствует зрительному выделению нужного кубика с опорой только на его характеристику).

После построения паровоза все вагончики прочитываются: ПА- ТА- НА-СА-ЧА-ША и т.д. На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем дети сами решают, какая гласная буква будет в начале.

Вариант 2. Игра по командам. На первом столе дети выкладывают вагончики с буквой О (с большим золотым кубиком в начале поезда), а на второй стол – вагончики с буквой Ё (с маленьким золотым кубиком в начале). У команд должно получиться примерно так: О-ТО-КО-РО –ВО…и Ё-НЁ-ТЁ-СЁ-РЁ… Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Логопед обязательно прочитывает с детьми все склады на вагончиках. Для повышения уровня мотивации на вагончики можно ставить «пассажиров» - маленькие игрушки из наборов «Звуковые коробочки». Логопед просит посадить того или иного пассажира в вагончик, который он назовет: «Посади лягушонка в вагончик ПА».

Игра «Смешные слова».

Цели:

- учить детей чувствовать, что слово не бесконечно и имеет свою длину;

- учить манипулировать с кубиками, правильно выставить их на полку (слева направо, рядом друг с другом, так, чтобы буквы были не вверх ногами и не набок);

- учить самостоятельно составлять слова из складов на кубиках;

- формировать мотивацию к самостоятельной работе.

Каждому ребенку предлагается написать из кубиков смешное слово, для чего нужно набрать любое количество кубиков и поставить их друг за другом. Логопед объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. Особое внимание уделяется детям, желающим написать слово из 7-9 и более кубиков. После написания слов и их прочтения, дети пробуют выбрать самое смешное слово. Эта игра является переходным, подготовительным этапом к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков. Смешные слова являются моделью, которая впоследствии будет использоваться в написании слов со смыслом.

Игра «Классификации».

Цели:

- привлечь внимание ребенка к кубикам;

- показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;

- учить запоминать названия различных групп кубиков;

-учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам: глухие – звонкие, твердые – мягкие.

Игра проводится как соревнование. Логопед делит детей на 2 команды и предлагает им разложить все кубики на 2 стола: первая команда кладет на свой стол только большие кубики, вторая – только маленькие. Логопед проверяет работу детей, а затем пропевает склады на кубиках, которые дети каждой команды подают по желанию. Логопед показывает, как нужно манипулировать с кубиками, как их держать, крутить. В процессе обучения дети на слух начинают улавливать разницу произношении твердых и мягких слияний, пытаются повторить вслед за логопедом пропеваемые склады. Далее кубики снова выкладываются на общий стол, и проводится второй вариант игры. Детям снова нужно разложить кубики на два стола по признаку: деревянные и железные (для дальнейшей ориентации и поиска нужного склада на соответствующем кубике дети должны многократно услышать общие характеристики кубиков).В конце этой игры на общем столе должны остаться золотые кубики и кубики со знаками препинания. Логопед снова пропевает склады на всех кубиках, выбираемых детьми. Это способствует различению на слух глухих и звонких слияний.

Упражнение «Пение по таблице 1».

Цели:

- помочь запомнить алгоритм пропевания складов по таблице;

- развивать зрительно – моторную координацию;

- формировать слуховые, зрительные и двигательные связи;

- познакомить детей с системой прииска нужного склада;

- развивать речевое дыхание, ритмико-интонационную сторону речи;

- в процессе обучения автоматизировать у детей звуки, поставленные на индивидуальных занятиях.

Примечание: кончик указки окрашивается в красный цвет, столбцы с буквой Й не пропеваются.

Пропевание таблицы в вертикальной плоскости.

Дети стоят лицом к таблице и логопеду. Логопед стоит справа от таблицы и держит в руке указку с красным кончиком на конце. Логопед показывает столбцы и пропевает их на мотив гаммы – от верхней ноты к нижней, указка движется вниз не очень быстро. Попытки детей подпевать логопеду приветствуются. Аналогично логопед пропевает несколько столбцов таблицы, вводятся ритмичные движения: когда поются склады на большом кубике, дети должны поднять руки вверх, когда поются склады на маленьком кубике – присесть. Песенки отличаются интонационно: на больших кубиках поются более низким голосом, а на маленьких -более высоким.Этот прием позволяет развивать координированную работу слухового, зрительного и двигательного анализаторов, а также способствует развитию переключаемости внимания. Если есть ребенок, желающий сам пропеть таблицу, то он встает на стульчик с указкой в руке, а логопед находясь за его спиной, своей рукой обхватывает его руку с указкой. Сначала ребенок и взрослый поют вместе. Когда дети освоят эти упражнения, каждый ребенок пропевает песенки самостоятельно. Логопед и остальные дети подпевают. Это позволяет поддерживать интерес и внимание детей к процессу чтения. Таблица по возможности пропевается целиком на каждом занятии, но в случае утомляемости детей или наличия в подгруппе детей с гиперактивностью и дефицитом внимания, таблица дробится по частям. Задача логопеда – не дать детям потерять интерес к новой деятельности. Этого можно добиться, если дети сами будут выбирать, какую песенку спеть или с какой песенки начать занятие.

Пропевание таблицы в горизонтальной плоскости (более сложный вид работы, вводится на занятиях чуть позже).

Логопед стоит перед таблицей, передвигает указку слева направо и пропевает склады на мотив любой детской песенки (например: «В лесу родилась елочка», «Во саду ли, в огороде», а в дальнейшем – на мотив песенки, которую закажут дети).

Работа с таблицей №2.

Пропевание складов в вертикальной плоскости таблицы

Цели:

- учить детей следить глазами более мелкими строчками таблицы и не сбиваться;

-запоминать склады, опираясь на знание согласных букв;

- отработать прочтение складов с мягкими слияниями.

1. Дети знакомятся с таблицей 2: логопед показывает, что слева расположены все большие склады, а справа – все маленькие. Сверху написаны склады главных – золотых кубиков. Если в столбике таблицы склады расположены под буквой А, то все склады в этом столбике будут с буквой А. При пропевании складов – песенок этого столбика логопед обращает внимание детей на правильное (утрированное) артикулирование.

2. Логопед указкой ведет сверху-вниз по выбранному столбику со складами, пропевая их на мотив любой детской песенки. Например: «Во саду ли, в огороде». Внимание всех детей должно быть сосредоточено на таблице.

3. После коллективного пропевания складов столбика, логопед тестирует детей: показывает любой склад из только что пропетой песенки и просит прочитать его кого-то из детей.

4. То же самое повторяется с другими столбцами, но их выбирают дети сами.

закрепление прочтения складов с мягким знаком.

Цель:

- закреплять у детей навык прочтения складов с мягким знаком и дифференцировать склады с Ь от складов с йотированными буквами.

По таблице прочитываются все склады с Ь, затем проводится игра «Паровоз» (кубики с Ь).После того, как цепочка готова и прочитана, логопед переворачивает первый маленький золотой кубик до буквы Ю, а дети должны также перевернуть остальные кубики (ПЮ, ЛЮ, ЗЮ, КЮ).После этого вся цепочка прочитывается еще раз. На других занятиях мягкий знак дифференцируется от букв Я, Е, Ё. Слова с этими буквами используются как лексический материал в других играх.

Игра «Живое слово»

Цели:

- формировать у детей навык складового синтеза;

- закрепить навык нахождения и прочтения нужного склада без опоры на таблицу.

В помещении в произвольном порядке разложены несколько кубиков (по количеству детей подгруппы). Из кубиков нужно составить конкретное слово, которое задумал логопед. Каждый ребенок берет по одному из этих кубиков, а логопед предлагает составить живое слово. Затем просит подойти того ребенка, у которого кубик с первым складом задуманного слова, например КО (для слова КОНФЕТА). Задание звучит так: «КО, иди сюда» - ребенок становится возле педагога. Затем по очереди приглашаются остальные дети, причем они становятся в шеренгу, держа кубик с нужным складом перед собой. После того, как все склады слова названы, дети вместе пробуют прочитать получившееся слово. Детям легче составлять слово, соединяя по слуху в одно слово называемые склады. Если слово не прочитывается, кубики по порядку ставятся на полку, и слово прочитывается обычным способом.

Развитие грамматического строя речи с использованием кубиков.

Закрепление навыков словоизменения и словообразования

Цель: показать детям на практике, как изменяются слова с помощью приставок, суффиксов, окончаний

Приведенные ниже фрагменты занятий демонстрируют, как можно использовать кубиков в этом плане. Предлагаемые упражнения мы использовали на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи, что позволило детям лучше усвоить ту или иную грамматическую категорию.

1. Употребление уменьшительно – ласкательных суффиксов имен существительных.

По окончанию занятия по формированию лексико-грамматических категорий логопед предлагает детям послушать и посмотреть, как изменяются слова и попробовать изменить слова самим. Пишется одно из слов, отработанных на занятии, например мяч. Затем логопед берет и медленно в руке прокручивает кубик с последним складом , заменяет склад Ч на ЧИ и приставляет к нему склад К. Этот процесс озвучивается, даже если дети читающие. Слово МЯЧИК прочитывается хором и индивидуально детьми, у которых данная грамматическая категория вызывает особые затруднения. Следующие слова предлагают и изменяют сами дети. ( ДОМ- ДОМИК, КУКЛА – КУКОЛКА и т.д.)

2. Употребление приставочных глаголов.

Занятие начинается с написания слова ЛИТЬ. Затем впереди этого слова выставляется кубик со складом ПО. Получается слово ПОЛИТЬ. Дети читают и определяют, изменилось ли слово; почему. Аналогично составляются и анализируются слова ПЕРЕЛИТЬ, ЗАЛИТЬ, ВЫЛИТЬ. Затем логопед уточняет, что значение слова изменилось, потому что перед ним выставлялись разные склады. Каждый раз получалось новое слово. После этого занятие продолжается. Можно получать смешные слова, что побуждает детей к словотворчеству.

3.Согласование существительных и прилагательных в роде.

Принцип построения работы тот же, но на глазах детей в зависимости от рода существительных изменяется окончание имени прилагательного: красивый шар, красивая кукла. Проводится игра «Исправь ошибку»: логопед пишет заведомо неверное словосочетание, дети должны сначала прочитать, затем устно сказать его правильно, а затем исправить написанное, перевернув кубик. Эта игра проводится, если дети уже овладели чтением словосочетаний.

4.Подбор однокоренных слов.

Данная работа с кубиками проводится в виде части занятия, обычно в конце, когда дети потренировались в устном подборе однокоренных слов. Только после этого логопед пишет (или просит написать ребенка) слово ЛЕС и предлагает детям подобрать к этому слову другие слова так, чтобы не изменялась основа ЛЕС: лесник, лесовик, перелесок, лесной и т.д. Здесь дети добавляют не одну часть слова, а две-три, что значительно усложняет работу. Необходимо, чтобы дети могли объяснить смысл каждого нового слова.

5. Коллективная работа.

На занятиях по развитию связной речи работа с кубиками заключается в коллективном написании: название рассказа, который дети будут пересказывать; названия времен года и месяцев, название игрушки или предмета для составления описательных рассказов и т.д. (по усмотрению логопеда).

Работа с пособием «Пишу красиво».

Цели:

- научить поэлементному прописыванию печатных заглавных букв мелом, фломастером, карандашом и т.д. на досках, листах бумаги, в тетради;

- сформировать навык письма слов и предложений.

Результаты обучения детей с ОНР (старшая группа).

Мы проводили срезы промежуточных результатов обучения для уточнения динамики овладения детей навыком чтения. И промежуточные, и итоговые данные мы анализировали на основе использования одних и тех же критериев, а именно: детям предлагалось два вида работы: 1) чтение незнакомых слов разной сложности, выложенных из кубиков экспериментатором, и 2) самостоятельное выкладывание слов. Данные результатов экспериментального обучения представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

 

 

Как видно из диаграммы, комбинаторный метод обучения чтению показывает высокую результативность, благодаря чему правомерно использовать его в работе логопеда ДОУ.

Список литературы:

1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей // СПб., 2007

2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.

3. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – М.: 2004.

4. Пятибратова Н.В. Учимся читать с удовольствием. – М., 2006.

5. Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. – М., 2007.

6. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика // М.; 2005.

 

Пятибратова Н.В.