Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Учебный центр Наталии Пятибратовой

Научи меня, я буду сам!

Часть 1

   Ни для кого не секрет, что успешность человека определяется во научи меня я буду сам многом его независимостью от окружающих, внутренней свободой.
Ребенок, вынужденный просить помощи у взрослых по всякому поводу, растет зависимым человеком, к тому же «с ленцой». А зачем учиться новому навыку, если под рукой всегда услужливая бабушка, которая вымоет за тобой посуду, вытрет разлитый клей, высморкает за тебя твой собственный нос. А мамы? При всей «продвинутости» нынешних мам, они настолько бывают загружены работой, вечно спешат, что выполняют за малыша те дела, которые он уже давным-давно должен делать сам: одеваться, завязывать шнурки, причесываться, убирать за собой посуду. И у взрослого человека руки опустятся от недостатка инициативы, а что уж говорить о маленьком человечке! У ребенка природой заложено стремление быть самостоятельным, безудержное желание постигать новое, становиться независимее, дальше от заботливых рук мамы и бабушки. Это стремление абсолютно нормально, ему стоит радоваться и поощрять, открывая перед крохой все новые горизонты. Человек, который может обслужить себя сам – это человек, вставший на первую ступень внутренней свободы.
На самом деле, мамочки не так уж и виноваты. Кто-то просто не имеет понятия о том, когда малыш должен сам делать то или иное, а кто-то не знает, как научить своего кроху азам самостоятельности.
Давайте попробуем разобраться, чему, когда и как мы будем обучать малыша.
Как же научить кроху 3-5 лет навыкам самообслуживания? А ведь нет ничего проще! Мамочке необходимо только самой выучить алгоритм, то есть порядок действий того или иного упражнения, и несколько раз показать его малышу. Главное : нельзя отступать от этого алгоритма, который помогает ребенку запомнить каждую часть своей работы. А поскольку эти части постоянно повторяются – закрепление навыка идет быстрее. Как правило, мы не соблюдаем четкий алгоритм действий при обучении малышей, а просто показываем, «как надо», а ведь важна каждая мелочь! Как пальчики расположить, в какую сторону руку вести, куда складывать чистое белье после стирки, а куда вешать фартучек. Для малыша это серьезный и очень полезный труд. Давайте поможем ему стать самостоятельным!

Как научить кроху шнуровать ботиночки

    Этому надо учить с 3,5-4 лет. Обычно в 4 года малыш вполне в состоянии сам себе завязывать шнурки, поясок, завязочки на одежде.Возьмите обычную рамку для шнуровки, саму простую, где по обе стороны будет не менее 10 дырочек. - вынимаем шнурок из рамки, складываем пополам на глазах у крохи. Таким образом мы нашли середину шнурка. Кладем сложенный шнурок вдоль дырочек, посередине. Убираем на мгновение руки, чтобы малыш присмотрелся, запомнил. Если его ручки так и тянутся попробовать самому – тихо, но твердо скажите: «Давай сначала я покажу, а потом попробуешь ты»

  • берем правой рукой левый конец шнурка и засовываем его в верхнюю левую дырочку, вытягиваем; то же делаем с правым концом шнурка, но засовываем его в правую верхнюю дырочку. Расправим концы шнурка по обе стороны от дырочек.
  • правой рукой берем правый конец шнурка и просовываем его во вторую сверху левую дырочку, вытягиваем, выравниваем так, чтобы шнурки лежали параллельно.
  • то же самое делаем с левым концом шнурка, но уже всовываем его в правую дырочку.
  • все это повторяем, пока концы шнурка не станут зрительно короче.
    Эти действия можно закреплять и по частям, не обязательно, чтобы малыш запоминал все сразу. Например, сегодня вы показали ему, как делать первый шаг в шнуровке, пусть теперь попробует сам. Не забывайте переносить усвоенный навык в повседневную жизнь. Пускай малыш сразу же попробует зашнуровать платьице у куклы, а потом и свои ботиночки.Как научить кроху завязывать узел и «бантик»

  • Пришейте две ленточки разного цвета к ткани. Разные цвета нужны для контраста, чтобы малыш четко видел, куда какую ленточку надо расположить. Ленты одинакового цвета сольются и возникнет путаница.
  • Разложите ленты по обе стороны от ткани. Правой рукой перекиньте правую ленту влево, а левую ленту – вправо.
  • в том месте, где ленты пересеклись, мы сделаем «воротики», то есть приподнимем пальцами этот «перекрест»
  • правый конец ленты просунем под «воротики», вытащим ленту, разложим по обе стороны. Вот и узел завязали!
  • пальчиками двух рук соединим концы левой ленты, сделаем «ушко». Держим его в самом низу пальчиками левой руки, правую убираем!
  • теперь пальцами правой руки берем правый конец за серединку и обматываем «ушко» вокруг. Когда путь правой руки закончен, и «ушко» обмоталось, указательным пальчиком просовываем серединку ленточки в образовавшуюся нашим витком дырочку. Но левая рука пока что крепко-накрепко держит «ушко» внизу.
  • перехватываем показавшееся второе «ушко» пальчиками правой руки, левую наконец-то отпускаем, беремся ею за левое ушко и тянем в разные стороны. Вот и бантик!
    Поверьте, после 2-3 тренировок у вас не возникнет никаких трудностей, а у малыша 3,5-4 лет этот навык по наблюдениям Монтессори - педагогов формируется уже после 6-10 проб. К тому же это очень полезное упражнение для общего развития малыша. Дело в том, что перекрестные (рецепрокные) движения запускают работу обоих полушарий мозга. Формируются межполушарные связи, необходимые для успешного развития любого ребенка. Вот почему нейропсихологи так много времени уделяют обучению 5-леток даже ползанию: попеременное движение левой и правой сторон тела помогает преодолеть нарушенное развитие. После многократных и разнообразных упражнений на перекрестные движения ребенок заметно лучше начинает обучаться в садике и школе, улучшаются внимание, память, мышление.Как научить кроху подметать мусор с пола

        Вместо упрека «Ну, вот, опять намусорил!» мы научим кроху убирать за собой любой мусор. Ведь ему это вполне по силам. Заведем девиз: «Не страшно, что намусорил, страшно, что не убрал» и –за дело! В 1,5 года малыш уже может относить в мусорное ведро свой ночной памперс. Смешно? А знаете, какое облегчение маме доставляет любая возможность лишний раз не суетиться, не бежать куда-то! А кроха даже на подсознательном уровне приучается беречь мамочку, помогать ей. А в 2 года все малыши повально становятся мамиными помощниками. Зачем же отбивать у них охоту к уборке, к подражанию? Например, на полу валяются кусочки бумажек, крошки и прочий сухой мусор. Возьмите маленький квадратик скотча (1см на 1 см) и приклейте его к полу. Вокруг обведите мелом большой круг, для начала целый метр в диаметре. А теперь на глазах у заинтересованного крохи (что это мама делает? И так мусора много, а она еще добавила?) сметаем веником весь мусор к нашей точке, в центр круга. Проговариваем все свои действия, а потом продолжаем эту работу уже вместе с малышом. Главное: весь мусор должен оказаться внутри круга, у точки. В самом конце наметаем мусор на совок и торжественно относим в мусорное ведро. А круг и метка удаляются за 2 секунды. Вот и чисто стало! В следующий раз малыш сам подметает мусор и выносит его. Вот увидите – с каждым разом качество его работы будет лучше и лучше. Это будет происходить потому, что в любой работе по методу Монтессори присутствует этап самоконтроля. Ребеночек видит, что не все соринки попали в круг и сам исправляет себя. В этом и есть залог успеха при обучении по любым Монтессори-материалам.

 

Пятибратова Н.В.