Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Бесплатный вебинар

Мы с компьютером друзья!

Удивительно! Еще недавно компьютер в семье, а тем более в детском саду, был редкостью. А специалист по образовательным компьютерным технологиям приравнивался к ископаемому динозавру: такой же недосягаемый и значительный. Сейчас стало все по-другому. 4-хлетний кроха лихо управляется с «мышкой», сыпет терминами, а 7-летний – скачивает из Интернета новую игру и рубится с друзьями по сети.

Врачи и психологи не устают спорить о вреде компьютерных игр, а интернет-магазины потихоньку пополняются все новыми играми: «бродилками», «стратегиями», «аркадами». Что ж, не лучше ли попробовать идти в ногу со временем и вынести максимум пользы из продуктов технического прогресса, чем отрицать их не глядя? Ведь при соблюдении элементарных правил обращения с компьютером пользы от него гораздо больше, чем вреда.

 

Неписанные правила при работе с компьютером:

  1. Ни к чему 3-хлетнему карапузу таращить свои глазки в экран монитора. Начинайте его приобщать к высоким технологиям не раньше 4,5 лет, а лучше- с 5. Именно начиная с этого возраста разработчиками созданы те игры и программы, которые действительно могут подтолкнуть развитие, помогут подтянуть малыша в обучении, развить его речь, мышление, внимание. Для трехлеток это вредное баловство - и только.

  2. Работать с компьютером малышу 5-7 лет можно не более 15 минут в день. Договоритесь с ним об этом сразу, до начала игры, ведь оторваться от интересного занятия иногда просто невозможно!

  3. После того, как вы вместе со своим крохой плодотворно поработали, обязательно сделайте гимнастику для глаз. Пусть это войдет у вас в привычку. Глазкам нужен отдых от контрастных цветов компьютера и мелькания картинок, да и в школе пригодится.

 

Прежде, чем вы будете организовывать работу малыша за компьютером, надо узнать, а, собственно, какой компьютер подходит для ребенка? И здесь специалисты категоричны:

1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору.
Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности - MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR- Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков присущих мониторам с электронно-лучевым кинескопом. В связи с этим желательно, чтобы дети, особенно дошкольники, пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.

2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.

3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Монитор с электронно-лучевым кинескопом обязательно должен быть установлен задней стенкой к стене.

5. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

Если вы хорошо подготовились к работе за компьютером, то можно приступать к выбору развивающих программ, которых сейчас так много, что и ошибиться недолго. Для начала задайте себе вопрос: с какой целью мой малыш будет осваивать виртуальное пространство? Может быть, вам хочется, чтобы он стал более внимательным, больше запоминал? А может, вы хотите просто подготовить его к школе, где только ленивый не знает что такое « play station» и «windows». А у кого-то на этом просто технически подкованный папа настоял. Но есть малыши, для которых созданы специальные компьютерные программы – логопедические. Для таких ребят компьютерные занятия сослужат хорошую службу и могут стать прекрасным дополнением к ежедневным логопедическим занятиям. И цель у таких игр-занятий одна: помочь крохе.

Тигренок идет на помощь!

 

Если у вашего малыша есть те или иные нарушения речи, то, скорее всего, он посещает занятия логопеда: в садике, в детском центре или занимается дома. Внимательные мамы знают, что логопед пользуется наборами картинок, игрушками, специальными книжками. В некоторых случаях проводит логопедический массаж, дыхательные упражнения, и, конечно, учит читать и писать. «А что же еще надо?» – спросят как родители, так и специалисты. А надо, чтобы логопед по возможности включал в свою работу дополнительные методы и приемы работы – это обязательное условие для хорошего специалиста. Многие логопеды и дефектологи сейчас пользуются компьютером в работе с детьми – и это не новость. Некоторые логопедические программы (а их совсем немного) прекрасно дополняют (но не заменяют!) работу по исправлению звукопроизношения, расширению словарного запаса, формированию грамматически правильной речи. Возможностей у таких программ масса, хотя из-за сравнительного недавнего появления на рынке, они еще нуждаются в тщательной доработке.

К сожалению, далеко не все логопеды знают о больших возможностях использования специальных программ. Однако, не надо быть логопедом, чтобы их освоить, достаточно быть заботливой и любопытной мамой. Большинство из этих программ изготовлены для работы в семье: обычный диск, элементарные правила установки на любой современный компьютер. Даже бабушке под силу разобраться!

Что ж, и мы попробуем?

 

  1. «Игры для Тигры» - это логопедическая коррекционная программа, созданная учеными – логопедами в Омске. Эта программа предназначена для исправления общего недоразвития речи, когда у крохи очень маленький словарный запас, неграмотная речь, нарушены звуки, снижены память, внимание, работоспособность. Вместе с веселым Тигренком кроха совершит увлекательное путешествие по Стране Звуков и Слов. Очень красочная анимация и простота интерфейса привлекают малышей аж с 4-х лет, а возможность использования микрофона заинтересовывает даже взрослых, видавших виды логопедов. Эта программа стоит около 2000руб. Всю информация о ней можно найти на сайте www.logopunkt.ru.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.



 

2.«Специальные образовательные средства»- вот так скучно назвали свой удивительный продукт специалисты из Минска, старейшие отечественные разработчики программ для детей с различными нарушениями развития. Эта программа представляет собой простой и понятный инструмент моделирования занятия из готовых картинок и звуков. Например, малыш ходит в логопедическую группу детского сада, где еженедельно логопед задает домашние задания. Для каждого задания нужны картинки, наклейки, книжки. А при помощи этой программы можно не только дополнить домашнее задание, но и обойтись без наклеивания картинок вовсе. Мамочке только нужно понять задание логопеда, потом найти соответствующий заданию иллюстративный материал в программе, расположить его так, как она хочет, добавить необходимые шумы – и готово! К теме «Домашние животные» - картинки и звуки животных, которых можно перемещать по экрану, увеличивать – уменьшать, выделять части и делать многое другое. Вам нужно закрепить тему «Множественное число существительных»? Пожалуйста: множите предметы на экране до нужного количества. А может, надо поработать с цветами и оттенками? Любой объект сопровождается звуковыми фрагментами инструкций, пояснений и указаний, поэтому смоделировать любую игру несложно. Продукт занимательный, красочный, гибкий в использовании – способен удовлетворить творческий потенциал как неординарного логопеда, так и «продвинутых» родителей и их малышей.

Узнать побольше об этой новинке можно по телефону: (017)221-98-36, по e-mail:specedu@mail.ru

 

3. Практически у всех малышей с задержкой речевого развития отмечаются нарушения зрительного восприятия, пространственного мышления и понимание смысла многих слов. Как будто специально для наших крох с нарушениями речи придумали прекрасную игру «Искатель».

Созданная американской писательницей Жанной Марцолло и известным фотографом Уолтером Виком книжная серия "ИСКАТЕЛЬ" содержит множество разнообразных игр для детей. Она основана на уникальной комбинации различных фотографий знакомых предметов, сопровождаемых рифмованными загадками, направленными на развитие визуальных навыков ребенка. Одноименная серия компьютерных программ на CD-ROM построена по тому же принципу. Каждый раз, когда дети играют в "ИСКАТЕЛЯ", они открывают для себя удивительные ассоциации и темы, которые помогают им совершенствовать навыки чтения, решения сложных задач и творчества. В отличие от других компьютерных игр, приучающих ребенка к захватывающей воображение виртуальной реальности с бесконечными вереницами монстров и потоками крови, "ИСКАТЕЛЬ" учит видеть мелочи реальной жизни, всматриваться в предметы, открывать удивительное рядом. Возможно, именно поэтому картинки-загадки "ИСКАТЕЛЯ" получили такую популярность во многих странах мира. С "ИСКАТЕЛЕМ" дети учатся думать! Разработчиками выпущены несколько «Искателей» для ребят разного возраста: «Маленький Искатель в кукольном театре» для ребят 4-6 лет, «Искатель. Загадки» - для 6-7 лет и «Искатель в Доме с Привидениями» для 7-10 летних учеников. Но что особенно примечательно: на практике, самый сложный диск (последний) оказался по зубам многим 4-5-летним детям с различными логопедическими диагнозами. Возрастные рамки этой программы сильно завышены. Итак, играя в «Искателя» малыши разовьют зрительное восприятие и память, подтянут навыки чтения и словарный запас, «заработает» логическое и ассоциативное мышление, а также творческое воображение и умение внимательно прислушиваться к заданиям.

 


 

 

4.Игра «Пойди туда, не знаю куда» - это прекрасное дополнение к логопедическим занятиям, где обязательно предусмотрены задания на развитие памяти, внимания и пространственных ориентировок (направо – налево, вверх-вниз). Очень красочный, музыкальный, с любопытным сюжетом, этот программный продукт вполне подойдет для ребят 4-6 лет.

 

5. Всех ребят, посещающих логопедическую группу обязательно учат чтению и письму. Какую бы методику не использовал логопед, дома малышу никогда не помешает игра для закрепления навыков чтения «Баба Яга учится читать». В этой программе предложен подход к изучению азбуки с помощью стихов и игр. Забавные рифмовки на каждую букву алфавита помогут крохе не только закрепить полученные знания, но и самому составлять поэтические строчки. А веселые песни и частушки в исполнении известных актеров, яркие персонажи и живописная анимация не дадут малышу заскучать.

5. «Алик. Скоро в школу». Ну а этот диск разработан специально для дошкольников – шестилеток и направлен на обучение дошколят основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления. Алик - симпатичный щенок, который в веселой игровой форме помогает детям в изучении этих понятий. Он и учитель, и помощник, а так же с ним можно поиграть, если надоело заниматься.

 
 
 
 
  1. «Учимся с Гарфилдом». Это веселая учеба с самым умным котом на планете! Симпатяга Гарфилд расскажет малышам все о буквах и словах. Ребята познакомятся с алфавитом, научатся узнавать звучание букв в словах, соотносить предметы с их названиями. Кроме того, в непринужденной игровой форме развиваются память и концентрация, логическое мышление и сообразительность. У этого продукта есть свои особенности.Программа специально разработана для детей 4 лет; озвучена профессиональными актерами, но не гарантируется работа на ноутбуках. Будьте внимательны.

Не стоит злоупотреблять развивающими программами и покупать их в огромном количестве. Вашему крохе вполне хватит 2-3 дисков, ведь ни один компьютер не заменит педагога и специальных развивающих занятий!

 

Не забудем о глазках!

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Исходное положение - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.

  2. И.п. - стоя. Самомассаж задней поверхности шеи.

  3. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-8 раз.

  4. И.п. - стоя. Палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять медленно.

  5. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8 - 10раз.

  6. И.п. - сидя. Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

  7. И.п. - сидя. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин.).Представить погружение в полную темноту.

  8. И.п. - сидя. При неподвижной голове на счет 1 поворот глаз по вертикали вверх, при счете 2 - вниз, затем снова вверх. Повторить 15-20 раз.

  9. И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 25 сек.).

  10. И.п. - лежа. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, открыть на 3-5 сек. Повторить 4 - 5 раз (длительность 30 - 50 сек.).

 

 

Полезные ссылки:

1. Очень полезная статья психолога Окуловой Елены Викторовной о влиянии компьютерных игр на детей и подростков на сайте www.defectolog.ru

3.Учебно-методический центр «Специальные образовательные технологии» г.Минск тел (017) 221-98-36

4. ЗАО «Новый диск», выпускающий детские программы, тел:786-95-52

5. Заказ по Интернету на сайте www.childprograms.narod.ru

 

Пятибратова Н.В.