Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Учебный центр Наталии Пятибратовой

Мы учимся читать!

Выбираем методику обучения чтению

 

Специалисты считают, что возраст с 3 до 6 лет – самый эффективный для начала занятий по чтению. Любой мамочке под силу организовать такие занятия с малышом дома, не отдавая в детское учреждение. И вот тут встает главный вопрос - а как научить читать малыша, какой метод обучения выбрать?

Сегодня на книжных полках вы найдете множество различных букварей, а в Интернете - любопытные необычные пособия, по которым можно начать занятия. Многие мамы в растерянности: каждый автор считает свою методику уникальной и самой лучшей. Но несмотря на изобилие таких товаров, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Давайте попробуем разобраться в методиках обучения чтению, чтобы не запутаться сделать занятия с малышом увлекательными и полезными.

 

Три волшебный метода

Оказывается, в педагогике существует всего лишь три способа, по которым можно научиться читать. В каждом из них есть своя минимальная единица чтения. Единица чтения – это то же самое, что кирпичик в доме: по кирпичику строится целый дом.

 

Слушаем звуки

Самый распространенный метод обучения чтению деток от 3 до 6 лет, принятый в нашей стране – это фонемный или звуковой. Минимальная единица чтения, на которую опирается взрослый при таком обучении – это звук и буква. Всем хорошо известен этот метод – раньше деток в школе учили читать только так и не иначе. Помните: сначала слушаем звук речи, например, М, а потом заучиваем соответствующую букву – «М». Самое трудное начинается позже –когда малышу нужно сложить две известные буквы в слог. Для многих дошколят это непосильная задача. Ну как же так: было «Д», «О». А получилось почему-то «до».

Слогослияние – это ахиллесова пята данного метода обучения. Он трудоемок и для малышей и для педагога, а терпению многих мам можно просто позавидовать, ведь времени такое обучение занимает, как правило, очень много. Почти все буквари, что можно увидеть в книжных магазинах, а также традиционные программы для дошкольников построены на звуковом методе. Различия между букварями, конечно, есть. Кто-то из авторов пытается помочь деткам, предлагая различные схемы слогов и слов: гласный звук обозначается красным кружочком, а согласный – синим. А кто-то придумывает игровые приемы – например, первая буква в слоге, как машинка, «едет» к соседней и одновременно произносится протяжно: МММММ _ А. Получилось МА. Очень сложна такая система обучения для малышей с нарушениями речи, трудностями концентрации внимания а также для просто активного любознательного непоседы.

Конечно, очень многие ученые искали другую единицу чтения, более физиологичную для малышей и эффективную. Так испокон века используется метод чтения целыми словами или «глобальный метод»

 

В начале было слово

Как слышно из названия, минимальной единицей чтения здесь будет не звук и не буква, а целое слово. Малышу предлагается в игровой форме запомнить множество слов, написанных на карточках. После того, как малыш запомнит некоторое количество слов, он начинает узнавать их в любых условиях: на вывесках, надписях на продуктах, в книге. Этот метод оказался незаменимым в работе с глухими и слабослышащими детками; собственно говоря, именно в сурдопедагогике он наиболее разработан. Однако после 2-3 лет обучения глобальному чтению, когда глухой малыш научился воспринимать слово как картинку, не осознавая его элементов, педагог переходит на звуко-буквенный метод обучения, то есть разделяет слово на карточке по буквам. Очень популярна среди мам методика американского ученого Гленна Домана, где малышу примерно с 4 месяцев предлагается показывать карточки с написанными красным цветом словами. Скорее всего, ценность данной методики - в тренировке механической памяти. В последнее время проведены исследования (могу дать ссылку здесь –Н.П.), которые выявили, что приблизительно к 2 годам или раньше детки теряют интерес к работе с карточками, так как мозг ребенка все же имеет предел для восприятия графической информации. Некоторые ученые отмечают и механистичность этого подхода, при котором малыш не активный участник обучения, а пассивный «компьютер», в которого вкладывают биты информации. Есть данные и о нарушениях грамматического строя речи, которые проявляются у малыша позже. Общеизвестно, что слова в английском языке не изменяются по родам и падежам. Именно поэтому метод чтения целыми словами там очень популярен. В русском же языке огромное количество словоформ, слова изменяются и по падежам, и по родам, и по числам и по временам. Например, слово шить может изменяться различными способами: пришить, ушить, сшить, подшить; или : шил, шью, сошью, шитье и т.д Все это многообразие русского языка невозможно отразить на карточках, что и может приводить к недоразвитию способности к словообразованию словоизменению.

 

По складам

Широко известен сейчас и «складовой метод» обучения чтению дошколенка. Здесь научить малыша чтению и письму помогает склад – то есть такой слог, при котором сначала произносится согласный звук, а затем – гласный: ПА, МИ, СЕ, КУ. Как ни удивительно, но складом лингвисты считают и одиночные гласные и согласные: А, К, Б. Прислушайтесь к себе: при произнесении звука А вы ощутите тонкие мышечные напряжения в области глотки, а уж затем почувствуете выдыхаемую струю воздуха. Значит, у вас получился склад – согласный плюс гласный. То же самое мы можем почувствовать , если произнесем Б: сначала плотное сжимание губ, а затем – воздушная струя. Опять склад! Ничего удивительного в этом нет. Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что на самом-то деле самая маленькая часть речи – это не звук, а склад. Он считал, что обучать чтению ребят можно только складовым методом, то есть используя самый физиологичный и привычный для малыша кусочек родной речи. И правда – все детки начинают лепетать именно складами: ба-ба-ба, дя-дя-дя. Толстой писал, что «звуковой метод», с 70-х г.г.ХIХ в. проникавший в Россию с Запада, является «недоразумением», «противен духу русского языка и привычкам народа». Кстати, Толстой совершил несколько поездок в Европу – знакомился с образовательными учреждениями во Франции, Италии, Швейцарии, Германии. Изучил отечественные и зарубежные теории и практики; преподавал, организовывал школы, был лично знаком и переписывался с виднейшими педагогами своего времени. Всем нам хорошо известны две выпущенные писателем азбуки, над которыми он трудился целых 14 лет. «Азбуками» Л.Н. Толстого педагоги пользуются и в настоящее время. Благодаря большим тиражам «Азбук» (до и после революции) складовой способ широко распространился в России, став основным, в частности, при ликвидации безграмотности. Сам писатель считал наиболее доработанной свою «Новую Азбуку».

Если Лев Николаевич только обозначил склад как единицу чтения, то в наши дни все склады систематизированы и превращены в уникальную по своей эффективности и продуманности систему. Такую систему обучения чтению и письму разработал Н.А.Зайцев – филолог, педагог – новатор и назвал ее «Кубики Зайцева». Он опирался на идеи Толстого, но привнес много интересного в свой метод, смог превратить обучение чтению в увлекательную игру. Оказывается, научиться читать можно очень быстро – буквально за 2-4 месяца, и сидеть за столом при этом не нужно.

Вечный вопрос – когда начинать занятия чтением с крохой? Кубики Зайцева разработаны для малышей от 2 лет, методикой Гленна Домана можно пользоваться с 4 месяцев, а вот звуковой метод используют не раньше 4 лет. Однако зададимся вопросом: а уместно ли раннее обучение чтению? Известно, что возрастные задачи ребенка по мере его развития разные. Так, для малыша первого года жизни самое важное – контакт с мамочкой, эмоциональное общение с ней. В 2 годика на первый план выступает сенсорная сфера во всем ее многообразии: детки с потрясающей концентрацией переливают и пересыпают, играют с крупами, пуговками, вставляют-вынимают все, что угодно, с удовольствием стирают белье и моют посуду. И только в 3,5-4 года наступает время активной умственной работы. Именно в этом возрасте многие ребята просят научить их писать первые буквы, прочитать то или иное слово, возникает интерес к чтению, как к инструменту познания. Это не значит, что мы не должны до 4 лет давать деткам магнитную азбуку или Кубики Зайцева, отнюдь нет! Просто каждая мамочка, покупая ту или Азбуку или пособие, должна точно знать, зачем она это делает. Вы хотите, чтобы ваше чадо читало в 2 года? Скорее всего, этого не произойдет. Потому что возрастная задача у малыша другая. Например, в 2 годика кроха с огромным удовольствием будет строить из кубиков Зайцева башни и дома, и тут же ломать их. Кто-то, тайком от мамы, попробует на зуб карточки Домана со словами или расковыряет парочку кубиков, чтобы узнать, что внутри. Все это - совершенно нормальный процесс развития маленького человека, к которому надо относиться с уважением. Если вы видите, что занятия по обучению чтению никак не увлекают малыша, что бы вы не пробовали – отложите их на время. А через какое-то время вновь предложите поиграть, приглядитесь, какого рода игры больше всего нравятся вашему малышу: кому-то нравится строить из кубиков, кому-то – играть в подвижные игры, принося маме карточки со словами и прыгать через них, а кому-то – «писать» в Азбуке свое имя и имя любимого мишутки.

 

Учимся читать по правилам!

Правила для мамы

- не использовать одновременно несколько разных методик обучения чтению

- не использовать их частично: например, только кубики или только таблицы

- соблюдать рекомендации автора каждой методики

- создать обучающую среду: пособия должны быть легко доступны малышу (если ему уже исполнилось 2 года), написанные слова малыш должен видеть как можно чаще, например, во время обеда, при отходе ко сну можно вместе «почитать» слова или «написать» их из кубиков.

- обучение должно нравиться малышу

Какую бы методику обучения своего крохи вы ни выбрали, главное – это радость, которую она ему приносит. И первое прочитанное слово не заставит себя ждать – не так ли?

 

Пятибратова Н.В.