Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Бесплатный вебинар

От рождения до года

Кроха – за главного.

Первый год жизни человека очень важен, но и достаточно прост в плане организации развития. Многие мамочки склонны полагать, что воспитывать и обучать – это только их прерогатива, и без вмешательства извне развитие малыша просто остановится. Это не совсем так. Если здоровый от рождения малыш растет в спокойной, любящей обстановке – полдела сделано. Многие ученые и педагоги-новаторы придерживаются позиции, которая заключается в том, что ведущая роль в своем развитии принадлежит ребенку. Свое развитие детки регулируют сами, и помогают им в этом заложенные природой механизмы, стимулирующие малышей к познанию мира. И правда, трудно представить здорового карапуза, по доброй воле безучастно лежащего целый день в кроватке. Однако для того, чтобы внутренние импульсы, подталкивающие малыша к саморазвитию, не зачахли, нужна помощь родного человека. Эта помощь должна быть уместной и своевременной. Можно с уверенностью сказать, что у мамочки малыша от рождения до года есть всего 3 задачи:

- знать, когда появляются те или иные навыки в каждом месяце;

- внимательно наблюдать за крохой. Результатом этого наблюдения должно стать четкое понимание того, что ему нужно именно сейчас. Малыш сам подскажет, что ему необходимо для полноценного развития.

- когда же «подсказка» получена, мамочке нужно лишь создать развивающую среду, где малыш мог бы упражнять свои навыки, то есть, проще говоря, предоставить игры, предметы, оборудование.

Пополняем знания.

Почему же маме необходимо знать заранее о нормах психомоторного развития малыша? Потому что психическое и моторное развитие неотделимы друг от друга в этом возрасте, как две половинки одного яблока. С каждым новым достижением в двигательной сфере кроха получает все больше свободы для исследования мира, а, значит, формируются все психические процессы: начал держать головку в 1,5 мес – улучшился обзор на ручках у мамы, стало больше видно. Научился хватать игрушки в 3-4 мес – получил массу тактильных (и, чего уж греха таить – вкусовых) ощущений. Огромный прорыв в психомоторном развитии происходит даже не тогда, когда кроха сообразил, как переворачиваться (4-5 мес), а когда научился самостоятельно сидеть. Обычно это происходит в 6-7 мес, сначала с опорой на ручку, затем без. Вертикальное положение тела, да к тому же освобожденные ручки – какой простор для исследователя! Теперь малыш может дотянуться до многих предметов, подолгу удерживать их в ладошках, пополняя запас ощущений и активно развивая свою сенсорную сферу (упражнение органов чувств). Кстати, ротик крохи – самое чувствительное место, которое дает массу полезной информации об объекте, поэтому все малыши так настойчиво тащат свои трофеи в рот. Ну, и конечно, заодно и десенки почесать можно! После 8 месяцев, как правило, кроха осваивает вертикальное положение тела – и к этому его тоже подталкивает заложенный природой девиз: «Стремись к самостоятельности, так ты больше узнаешь о мире!» Все меньше и меньше малыш будет нуждаться физическом контроле мамы – и это здорово. Существует такая народная мудрость, которая гласит, что настоящая мать, видя, как ее дитя взрослеет и отделяется от нее, испытывает одновременно и грусть и радость. Поэтому многие мамочки, радуясь проявлениям независимости, избегают предлагать малышу излишнюю помощь в освоении движений, например, не используют ходунки, вожжи, не бросаются сразу же поднимать умеющего ходить малыша (пусть учится сам вставать). И, что самое интересное – кроха прекрасно обходится без нашей опеки! И к году, потихоньку, через многочисленные пробы и ошибки – сам делает первые шаги ножками. Нам кажется просто – а для малыша каждый новый навык – его маленькая победа.

Наблюдаем.

В Монтессори-педагогике и мамы и специалисты используют для оценки развития деток Мюнхенскую диагностику, разработанную ведущими педиатрами, психоневрологами, логопедами. А многие мамочки признаются, что данные этой диагностики помогли им придумать игры и забавы для занятий с малышом. В диагностике выделяют несколько разделов, по которым удобно оценивать развитие крохи от 8 месяцев. До 8 мес. возможности маленького человечка еще невелики и оценивать их проще.

Развитие крупной моторики.

Чему научился кроха:

-подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет и остается стоять несколько секунд (9-11,5 мес).

- идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками (9 мес – 1г)

- идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела (10 мес – 1г.1мес)

- карабкается на одну ступеньку вверх :высота 12-18 см.(10,5 мес – 1г.1мес)

- идет придерживаемый за руку (11 мес – 1,2

-минимум 2 секунды стоит свободно (11,5 мес – 1,3)

- свободно делает 3 шага. (1г – 1,4)

Развитие движений кисти руки.

Чему научился кроха.

- снимает браслет с руки (8 мес – 10,5 мес)

- горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см) (8,5 мес – 10,5 мес)

- хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем (9 мес – 11,5 мес).

- хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем (9,5мес-11,5 мес)

- катает машинку на колесиках туда-сюда (10 мес – 1г1мес)

- переворачивает страницы в книге с картинками (10 мес -1г1мес)

- бросает два шарика в банку (11мес – 1г2мес)

- рисует точки или короткие штришки на бумаге (1г – 1г3мес)

- поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны (1г-1,4)

- надевает два кольца на пирамидку (1г1мес – 1,5)

Восприятие взаимосвязей.

Чему научился кроха.

- находит предмет под чашкой (8-11 мес)

- показывает указательным пальцем в указанное направление. (9мес – 1 г)

- подтягивает к себе игрушку за шнур (9,5 мес – 1,1мес)

- кладет крышку на банку. (10 мес – 1,2)

- вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех).(10,5 мес-1,2)

- пробует рисовать карандашом (11мес – 1,3)

- показывает на что-либо пальцем (11мес – 1,4)

- вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех)- (1г-1,5)

 

Развитие речи.

Чему научился кроха.

- ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама» (8-11 мес)

- Поворачивается, когда родители называют его имя (8-11,5 мес)

- копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие (8-11 мес)

- говорит лепетом, не соотнесенным с предметом (да-да, ма-ма, ба-ба) (8-10 мес)

- реагирует на похвалу или запреты (9,5-1г)

- выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне» (10 мес -1,2)

- говорит осмысленно слова типа мама, папа, дай, на (11мес – 1,3)

- если спрашивают, ищет предмет с которым только что играл.(11мес -1,3)

- выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”. (10 мес – 1,1)

- в ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку (1г-1,4)

- правильно показывает или направляет взгляд на часть тела. (1,1-1,5)

- напевает вместе с кем-либо детские песенки (1,1-1,6)

Социальное развитие.

Чему научился кроха.

- может отклонять просьбы протестом (8-11 мес)

- в ответ на просьбу дает матери предмет (9 мес-1г)

- имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”.(10 мес -1,1)

- ласкает куклу или мягкую игрушку (11 мес – 1,2)

- катит мяч взрослому (11,5-1,3)

- подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию (1г-1,4)

- помогает убирать игрушки (1,1-1,5)

Самостоятельность

Чему научился кроха.

- Стягивает шапку с головы (7,5-10,5)

-берет кусочки хлеба и съедает их (8,5-11мес)

- пьет из стакана, не проливая, если стакан держат (9мес -1г)

- при одевании пробует помочь собственными движениями (10 мес-1,2)

- сам снимает расстегнутые туфли. (11 мес-1,3)

- сам держит стакан, когда пьет (1г-1,4)

- Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается).(1,1-1,6).

 

Создаем развивающую среду.

0-6 мес.

Создать развивающую среду легко. Под этим понятием подразумевается организация жизненного пространства малыша, которая бы стимулировала его развитие. Главное условие такой среды для малышей до года – это доступность безопасных и самых разнообразных по фактуре, материалу, форме и цвету предметов. Конечно, крохотуля 2-4 месяцев пока ни до чего не дотягивается, но ведь можно и нужно помочь ему. Почаще выкладывайте кроху на пол: на постеленную большую кленку, покрытую сверху простыней. Одновременно можно решить вопрос с закаливанием: незачем в этот момент надевать памперс, пусть кожа подышит, а клеенка спасет ковер. Что дает эта позиция (лежа на животике на полу) малышу? Прежде всего – обзор. Затем – манипуляции с предметами, разложенными на этом импровизированном развивающем пространстве. Именно с предметами, а не обязательно с игрушками. Например, мой сын мог по 40 мнут играть с пластмассовой крышкой от пятилитровой бутылки. Какова сосредоточенность для 5 мес! Многие мамы замечают, что деткам вообще очень нравятся бытовые предметы: например, чайная ложка, прищепка, коробочка от аудиокассеты, ключи (помытые!), старая использованная катушка для ниток, ситечко, очешник и т.д.. Поэтому, прежде, чем вы заглянете в ближайший магазин с развивалками, «поскребите по сусекам» у себя дома. Малыши совсем не нуждаются в дорогостоящих многофункциональных игрушках, которые им, кстати, очень быстро надоедают.

6-12 мес.

Ориентиром для ваших игр с крохой вполне могут послужить направления развития деток в Мюнхенской диагностике. Если отталкиваться от нужд малыша, которые он сам демонстрирует, то само слово «занятие» исчезнет. Развитие малыша превратится в постоянный, очень интересный, а главное - неутомительный для мамы-хозяйки процесс. Прежде всего, необходимо удовлетворить потребность малыша в освоении новых движений: для этого нужно всего-навсего не ограничивать его. Лучше не использовать манеж, не оставлять подолгу в кроватке или детском стульчике. Пускай копошится на полу, учится ползать, сидеть, переворачиваться туда-сюда, вставать с опорой. Например, на диване разложены новые интересные предметы, но малышу не видно, сидя на полу. Заинтересуйте его, чтобы подполз поближе и встал, опираясь на диван. На первых порах нужно помочь, положить его ручки на край дивана. Награда труженику – яркая фарфоровая конфетница прабабушки, которую вы откопали в глубинах антресолей. Хождение вдоль опоры подготавливает малыша к самостоятельной ходьбе. Если вы заметили, что малыш пристрастился все подряд раскидывать (например, тарелку с кашей со столика, игрушки) – можете быть спокойными – ваш карапуз развивается по возрасту. Период разрушения должны пройти все детки, так как в этот момент мышление малыша активно развивается, осваивается операция анализа (деления на части), а также причинно-следственных связей (я выбросил из коляски – мама подняла). Следуя логике принципа саморазвития, предложите малышу игры, связанные с разрушением, дроблением. Например, можно рвать газету на кусочки (безусловно, разбрасывая их при этом), можно строить для крохи разные башенки и поощрять их рушить (конечно же, с грохотом). А игрушки в коляске многие привязывают на веревочки – так они не упадут в грязь, а малыш удовлетворит свою потребность. Хороши игрушки, связанные с прокатыванием шариков по скатам, с нажиманием кнопок с последующим звуком, световым сигналом или выскакиванием фигурки. Малыши этого возраста обожают тыкать пальчиками в различные отверстия, нажимать на кнопочки, частенько пугая при этом маму. Если вы удовлетворите эту потребность – малыш ее перерастет и она не превратится в навязчивую идею (например, сунуть палец в запретную розетку). Купите полупрозрачную банку для специй, в которой открывается маленькое окошечко сверху, на крышке и 10 массажных колючих шариков (диаметром примерно 5 см). Пусть проталкивает в окошечко эти мячики; затем откройте крышку, выньте мячики, и игра повторяется. Колючая резиновая поверхность развивает нервные окончания пальчиков рук, а проталкивание их в отверстие реализует потребность малыша, возникшую на данном этапе его развития. Замечено, что даже десятимесячные крохи увлекаются этим занятием. Из игрушек годовичкам подойдут те, где нужно проталкивать геометрические тела в отверстия. Выбирайте самые простые – 2-3 фигуры. Для проталкивания в дырочки можете использовать шарики для пинг-понга и коробки из-под обуви (куда делся шарик?). Если сохранилась старая ненужная клавиатура от компьютера, старый мобильник или обычный телефон - тоже пригодится для нажимания кнопок. Бесценна для получения сенсорного опыта кухонная утварь. У всех малышей от 6 месяцев – это бессменный хит. Вкладывание мисочек друг в друга, раскладывание вокруг себя в некоем загадочном порядке, грохотание половника о кастрюлю, подбор крышек к сковородкам и кастрюлям – целое развивающее поле для малыша. Если очень шумно – можно заменить обычную посуду на деревянную или пластмассовую. Но лучше, если малыш поиграет с разными материалами. Игрушек на развитие органов чувств великое множество, но многое можно сделать самим. Пригодятся кусочки разнофактурных тканей (их можно просто ощупывать, подбрасывать – разные кусочки летят по-разному). Обычные детские носочки, набитые разными крупами – сгодятся для ощупывания и сравнения, пока что на уровне ощущений. Крупные пуговицы из всевозможных материалов можно не только рассматривать, но и классифицировать, делать из них бусы, чтобы гремели, ходить босиком по дорожкам из полотенец с нашитыми пуговицами. К сенсорному развитию относятся и игры на стимуляцию слухового восприятия, что косвенно влияет на развитие речи. Не выбрасывайте коробочки из-под киндер-сюрпризов. Наполните их разными крупами, дайте крохе: эта коробочка шумит громко, а эта – тихо. Количество коробочек можно увеличить. Для развития мелкой моторики и тактильного восприятия всегда держите дома мягкий пластилин, цветную бумагу (учим малыша отрывать кусочки, сминать их), пальчиковые краски. Развивающая среда для этого возраста существенно богаче, чем для малышей до 6 мес. Малышу становятся доступными все большие уголки вашей квартиры, особенно, когда он научится ходить. Теперь стоит подумать не только о том, что попадает в поле зрения крохи, лежащего на полу, но и повыше – на стенах, низких полках. Желательно, чтобы в зоне доступности у малыша была возможность взять то, что хочется без обязательного «нельзя». Уберите то, что жалко или опасно, положите то, что взять можно всегда. На стене в детской комнате (если такая есть, конечно) можно повесить репродукции известных картин, обучающие плакаты. Чуть пониже, на уровне роста малыша многие располагают так называемые модули или их аналоги. На фанерном щите прикрепляются разные материалы для ощупывания, проталкивания, веревочки для заявязывания-развязывания, прикрепляются ленточки, пропущенные через колечко: за один конец ленточки можно тянуть, а другой конец с привязанной фигуркой подтягивается к колечку, но не выскакивает. На шнурках висят прищепки (их малыш учится постепенно снимать), гроздья пуговиц, катушки для ощупывания, квадратные таблички с разной теплопроводимостью (эта холодная – эта теплая). Один папа принес с завода какую-то неописуемую пластиковую конструкцию с кнопками и что-то, напоминающее будильник – тоже повесили на модуль. А одна мама придумала, как прикрепить песочные часы: ее 11-месячная дочка по полчаса в день не отрываясь переворачивает их туда-сюда и наблюдает за песочком. Ценность модулей не только в том, что малыш в любой момент может поупражняться на нем, но и в том, что игрушки всегда на месте – нет проблем с уборкой.

 

Полезные ссылки.

Посмотреть идеи для развивающей среды: www.montessori-material.ru

Узнать побольше о развитии детой до года www.montessori.ru

Узнать о нормах развития и отклонениях от нормы www.defectolog.ru

Развивающие игры и игрушки www.razvivalki.ru.

 

Пятибратова Н.В.