Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Бесплатный вебинар

Логопедический садик: что это такое?

Когда кроха еще уютно посапывает в колыбельке, маме даже трудно представить, что однажды он пойдет в детский садик. Ведь садик – для больших, а мы еще такие маленькие! Однако, не все так просто. Ажиотаж вокруг детских садов не только не утихает, но и растет год от года, несмотря на активное строительство новых садов. Многие мамочки на своем печальном опыте убедились, что записываться в сад нужно за год-два до желаемого срока, а многие это делают аж во время беременности! Видимо, спрос на сады намного выше имеющихся в них мест.

Гораздо труднее в этом вопросе родителям, чье четырехлетнее чадо остро нуждается в специализированном детском садике или группе. Наряду с обычными садами, без какого-либо профиля, существует целая система садиков для малышей с особенностями в развитии. Например, чтобы исправить различные речевые проблемы, организованы целые логопедические детские сады. Это обычно малокомплектные садики из 4-6 групп, по 10-15 человек в каждой. Специалисты отмечают, что потребность в логопедической помощи дошкольникам растет с каждым годом, поэтому и в такой сад попасть сложно.

 

Как попасть в логопедческий садик?

Для начала мамочка, обеспокоенная невнятной речью малыша, должна посетить логопеда в поликлинике. Если логопед увидит проблему, обязательно направит на комиссию по приему детей в логопедический садик. Только маме придется собрать еще несколько справок: от ЛОР-врача, окулиста, педиатра и психоневролога (сейчас это не всегда обязательная справка). Вот с таким набором документов мама должна явиться на комиссию вместе с малышом. Задача комиссии (которая состоит из логопедов, психолога, иногда психоневролога) определить, действительно ли у ребенка есть отставание в речевом развитии, или просто мамочка перестраховалась. А может, родители непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту. И такое бывает! Если комиссия коллегиально решает, что проблема есть, то встает вопрос комплектации: а в какой именно логопедический садик нужно направить именно этого малыша? Ведь логопедические диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста. Например, если у 4-хлетнего малыша поставлен диагноз «общее недоразвитие речи 1-2 уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набираются четырехлетки с ОНР. . А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы только со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, нет Р,Л), то такого «абитуриента» направят в совершенно другую группу, подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше. А для заикающихся малышей вообще отдельные сады предусмотрены, со своей программой и набором специалистов (например, ведутся занятия по арттерапии)

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в тот садик, куда его зачислили. В некоторых округах Москвы комиссии пробуют проводить не в детских садах силами логопедов- практиков, а в Департаментах образования, но суть набора деток от этого не меняется.

Кроме садиков, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садах. Такие сады называются «Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида». То есть смешанный садик. Схема набора деток сюда такая же. Качество обучения, программа обучения и квалификация логопеда везде одинаковые: как в Лого-садике, так и в саду комбинированного вида.

К сожалению, часто бывает так, что комиссия вынуждена отказать родителям в логопедической группе. Поскольку мест в садах катастрофически не хватает, отдается предпочтение детям 5-6 лет, которым через год-другой идти в школу. Считается, что им логопедическая помощь нужнее, нежели 3-летнему неговорящему крохе. В таких случаях в документах пишут «смотреть через год». То есть мама должна повторить всю процедуру ровно через год. Встает закономерный вопрос, а что делать-то весь этот год? Упущенное время не вернется, а чем раньше начнутся занятия, тем успешнее будет обучение. Но, справедливости ради, надо добавить, что нередки случаи, когда, действительно, малыш вполне может обойтись без садика, а через год прийти со значительными улучшениями в речевом развитии. И звуки появились сами, и пересказывать научился, и цвета-формы выучил! И все же, велик риск, что «неохваченный» логопедической помощью малыш больше теряет, чем приобретает. Если диагноз поставлен, родители сильно беспокоятся, а окружающие не понимают речь ребенка – категорически нельзя пускать ситуацию на самотек. Вместо сада, в котором вам отказали, есть множество детских центров, как платных, так и бесплатных, где малнькому клиенту окажут коррекционную помощь те специалисты, в которых он нуждается. Идти лучше в Медико-психолого-педагогические Центры, так как там работают не только педагоги и дефектологи, но и медики, например, психоневрологи, невропатологи и тд. Еще лучше, если в таком центре в штате есть нейропсихолог: результаты работы такого специалиста не заставят себя ждать. Благодаря такому комплексному подходу улучшится не только речевое развитие малыша, но и интеллектуальное, эмоциональное, психологическое. Обычно занятия проводятся не только в индивидуальной форме, но и в подгрупповой. На подгрупповых (4-6чел) занятиях логопеда, дефектолога или психолога ребята знакомятся с окружающим миром, с азами математики, грамоты, учатся общаться. Особо внимание дефектолог уделяет формированию логического мышления, пространственного восприятия.В таких Центрах детей также первоначально обследует комиссия из перечисленных специалистов. Это необходимо для того, чтобы понять уровень развития конкретного ребенка, его нужды, наметить общий план работы.

Если в вашем городе нет таких Центров, то вам должен оказать помощь логопед в поликлинике, но, имейте в виду, что нагрузка у них настолько велика, что и здесь вам могут отказать: «Ждите до 5 лет». Не стоит отчаиваться, ведь на сайте www. logoped.org вы найдете специалиста любой квалификации в любом городе России. В некоторых случаях частные логопеды незаменимы.

 

А есть ли проблема?

 

Наблюдательная мама никогда не оставит незамеченными проблемы малыша, как со здоровьем, так и с развитием. А вот что делать гиперчувствительным, тревожным мамам, которые склонны видеть нарушенное развитие буквально во всем? Обычно они считают, что их ребенок плохо говорит, когда ему нет и года, и бегут на консультацию к логопеду. Давайте разберемся, когда стоит успокоиться и подождать, а когда надо бить тревогу и пытаться добиться логопедического садика.

 

Простейшее обследование речи дома.

Его имеет смысл проводить, если крохе уже исполнилось 2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в 2 годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становится взрослее, «осознаннее». Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить определить его в логопедический садик . А может, все не так плохо?

  1. Обследование пассивного словаря. Нет ничего проще! Дайте крохе несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, все ли выполнил в точности:

- «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики» (это одноступенчатая инструкция)

- «Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку» (а это уже двухступенчатая инструкция)

- «Хорошего зайку ты принес. Только он большеват для нашего домика. Отнеси этого обратно, принеси маленького зайку и посади его в домик» (это не только трехступечатая инструкция, но еще и с предлогом В)

- проверьте, может ли малыш показать или принести разные бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку; кубик, машинку, ведерко; колготки, ботинки, платочек и т. д.

- понимает ли он слова-действия, то есть глаголы: прыгни, сядь, подойди, открой, вытри, дунь,помаши, налей, выброси и т.д.

Если вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования выше. Попросите его спрятать мячик ПОД платок, а потом платок ПОД мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите обязательно показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где желтый?». Если трудно – это тревожный знак.

 

  1. Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Чтобы ни говорили врачи, воспитатели и бабушки – фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года. Что это такое –фразовая речь? Это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «аморфными» словами «Мама, дя пи!» (мама, дай пить!), пусть непонятными для окружающих. Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из2-3 слов – повода для паники нет. Однако, если этому же малышу уже 3-4 года – то надо начинать занятия срочно, не откладывая.
  2. Давайте обратим внимание и на слоговую структуру слова, то есть на то, как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов,а может, наоборот, «наращивает» (малинана (малина)авик (снеговик),птипцы (птицы), агуда (радуга) Если в 2-3 года это допустимо, то в 3,5-4 года обращаем на это внимание, записываемся к логопеду.
  3. Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш малыш. Проверить это очень просто. К 2-3-хлеткам это не имеет отношения, а вот с 3-х лет – можете проверить. Игра «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы говорите «гав», «му», «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «у»»Звук слушать труднее; совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других: «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук Ш, при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «Ш», «с»,»ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»… Если все слышим хорошо – можете успокоиться – фонематический слух развивается нормально, логопедический садик вам не нужен!
  4. И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда лишь 4:

 

1.У 2-хлетнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым

2.Если у малыша «носовой» оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язычок или высовывается или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что малыш говорит, даже звуки А , У, Ы плохо получаются.

3. Если малыш весьма заметно заикается или резко перестал говорить после стрессовой ситуации.

3. Если в 3 года не произносит или заменяет звуки К, Г, Т, Д,Х, ТЬ. Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки С,З,Ш, Ж, Щ, Ц,Ч, Р,Л, В, а часто и мягкие варианты СЬ, ЛЬ, ЗЬ. При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы, трудности допускаются только при звуке РЬ, а также допустимы смешения некоторых звуков в предложениях: С-Ш (Сла Шаша по шоссе) , Р-Л (Клара иглара на кларнете). Конечно, не стоит волноваться, если 4-хлетка имеет свои «любимые» слова: ферваль, барелина, тарубетка,коклеты… Единичные случаи в расчет не принимаются.

6. В самом конце своего «домашнего» обследования проверьте еще раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш. Двухлетка должен легко находить такой же цвет по образцу («Вот желтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию «Дай красную машинку». Но называть цвета ему совсем еще необязательно. А вот в 3-4 года он уже должен называть 2-3 основных цвета. Также и со счетом. В 3 года крохе уже доступны понятия «один – много», он уже может пересчитать предметы от 1 до3-х. Также 3-4-хлетние ученики узнают и называют некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Научите малыша собирать пирамидку, сначала из 3, а затем из 5 колец. Посмотрите, получилось ли у него сделать это самостоятельно. Трудно? Попросите: «Дай мне самое большое колечко . Наденем его. А теперь опять дай самое большое. И его наденем. И снова найди самое большое. Вот и собрали пирамидку! Попробуй теперь сам». Очень важно понять, как малыш умеет обучаться, как может работать самостоятельно, вне зависимости от возраста.

 

Если все задания ваш кроха-ученик выполнил хорошо, то вам не стоит спешить в логопедический садик. Найдите другие способы развить своего ребенка, например, поводить его на развивающие занятия, а может, позаниматься самим. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на задании, все хватал без цели – обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут. Для хорошего логопеда не бывает трудных детей, все ребята индивидуальны, у всех есть сильные стороны. Увидеть эти стороны – и есть залог успеха логопедической работы!

 

Пятибратова Н.В.