Меню сайта
напишите мне: nata_757575@mail.ru
Мои друзья
Учебный центр Наталии Пятибратовой

Великий и могучий…

Обучение родному языку по методу Марии Монтессори.

 

Не секрет, что нет особого периода в жизни человека, когда он только и делает, что изучает язык. Это происходит в каждый момент его жизни, с самого рождения. В дошкольном детстве очевиден перевес в сторону усвоения устной речи (говорение, слушание), а в школьном – в сторону письменной (чтение и письмо). Конечно, многие давно предпочитают обучать письменной речи своего кроху почти с рождения: показывают карточки со словами, учат буквы, выкладывают слова из кубиков… Но мало кто из современных родителей настолько хорошо знаком с методом обучения языку «по Монтессори», чтобы применить его дома. Есть заблуждение, что в Монтессори-педагогике малыши только и делают, что переливают – пересыпают и играют с рамками – вкладышами. Вместе с тем, Монтессори разработала целую педагогическую систему, которая охватывает все стороны развития маленького человека, включая и овладение родным языком. Многие, предложенные ею материалы – дидактические пособия - под силу изготовить родителям и предложить своему крохе уже с 3-х лет. Нужно помнить, что с позиции Монтессори-педагогики все материалы для обучения должны находиться в свободном доступе для ребенка: лишь он один точно знает, когда и сколько нужно упражняться для выработки того или иного навыка.

Развитие устной речи.

Обучение родному языку начинается с овладения устной речью. Для трехлетки это – развернутая фраза, хорошо интонированная, понятная окружающим людям. Для пятилетнего карапуза важен богатый словарный запас, чистое звукопроизношение, умение пересказывать. В Монтессори-педагогике, как и в традиционных методиках обучения чтению, принято уделять много времени различению звуков речи на слух, так как заучивание букв и слияние их в слог предполагает развитый фонематический слух. Здесь приведены самые необычные с точки зрения традиционной педагогики приемы и развивающие пособия, которые можно изготовить самостоятельно. Описания этих игр можно найти только в специальной литературе, посвященной Монтессори-педагогике.

Звуковые коробочки.

Прежде чем начинать обучение чтению и письму, М.Монтессори предлагала детям ряд подготовительных упражнений. Так, для усвоения звуковой стороны родного языка необходимо запастись большим количеством мелких игрушек и предметов, например, игрушками из «Киндер-сюрприза», ненужными подвесками от мобильных телефонов, наборами мелких предметов для куклы Барби, предметами обихода и т.д. Эти игрушки-предметы нужно разложить в маленькие коробочки, например из-под йогурта. Подойдет и одна большая коробка с выдвижными ящичками (обычно используется для инструментов). На каждой коробочке (ящичке) наклейте букву, которая будет обозначать звук, различаемый в той или иной игрушке. В ящичке с буквой С будут лежать все игрушки и предметы, в названии которых слышится этот звук в начале, середине и конце слова: лиса, сапог, пёс и т.д., а в ящике с буквой Ш такие игрушки: кошка, шуруп, мышь и т.д.. С малышами 3-3,6 лет с такими игрушками играть просто: спрячьте их в глубокой большой миске, доверху наполненной фасолью. Ручки ребенка погружаются в фасоль и выкапывают игрушки. Задача мамы – назвать незнакомый предмет и попросить малыша повторить, четко проговаривая звук С. Помните, что нельзя требовать от трехлетки произнесения звуков Р,РЬ, Л, Щ, Ч. А вот с малышом 4-5 лет игра значительно усложняется:

- выложите перед ребенком игрушки из 2-х разных ящичков и попросите отложить в сторону те, в которых слышится звук Л (или Ш)

- выложите игрушки только из одного ящичка и попросите разложить их на 3 кучки: в одну кучку кладутся игрушки, где нужный вам звук находится в начале слова, в другую кучку – в середине слова и в третью – в конце слова: самолет, сыр, сумка, солдат; лиса, носок, бусы; пёс, глобус, автобус.

Игрушки для расширения словарного запаса.

Эти же предметы или массу других можно классифицировать по-другому, разложив по лексическим (словарным) темам. Например, в одном ящичке у вас будут предметы, относящиеся к животным, в другом – к птицам, в третьем – к транспорту и т.д. Играя с этими предметами, классифицируя их, составляя рассказы, малыш пополняет свой активный словарь.

Как и некоторые отечественные исследователи, Мария Монтессори считала, что, овладевая письмом, ребенок овладевает чтением. Вот почему в Монтессори-группах такое огромное количество материалов, связанных с подготовкой руки к письму уже с 2 лет. Сейчас никого не удивит постулат, что руку ребенка необходимо готовить к письму букв, а в начале прошлого столетия подобная мысль была революционной. Но и сейчас некоторые взгляды Монтессори необычны. Так, она была убеждена, что не стоит начинать обучение письму с печатных букв и даже ввела понятие «самопроизвольного письма». С ее точки зрения ребенок в 3-3,6 года естественным образом подходит к моменту, когда можно наблюдать самопроизвольное изображение языковых символов, и для малыша куда естественнее выводить округлые линии, нежели прямые, из которых преимущественно состоят печатные буквы. Достаточно предоставить крохе материалы для упражнений в графомоторном навыке и набраться терпения: и вот к 4-5 годам маленький ученик сам попросит научить его изображать «настоящие» письменные буквы. Однако не будем забывать, что очень и очень многим малышам с проблемами в зрительно-моторном развитии не под силу выведение письменных букв, да и учителя в начальных классах как правило, не одобряют «поставленную» до школы руку.

Учимся писать.

От точки к точке.

Положите на поднос листки бумаги с различным набором точек и карандаш. Уже в 3 года малыш с удовольствием будет проводить линии от точки к точке, угадывая в получившихся узорах знакомые предметы. Работа не простая, требует определенной тренировки.

Переписывание.

Механически переписывать или перерисовывать фигуры –одно из любимых занятий многих ребят-дошкольников. Эта работа не имеет ничего общего с настоящим письмом, так как ребенок еще не имел дела с образами письменных букв и не знает их названия. На подносе должны лежать чистые листы бумаги, некоторые из них в клетку, другие в линейку, есть и неразлинованные. Рядом с ними – стопка с картами для переписывания. На некоторых из них письменные склады в две буквы, на других – в три и четыре. Все склады написаны письменными буквами, не очень мелко, черными чернилами на белом фоне с наклоном и правильными соединениями. На этом же подносе лежит подставка с карандашом. Лучше, когда ребенок начинает писать простым карандашом, так как хорошо тренируется сила нажима. Итак, малыш переписывает на листки отдельные склады, слова и даже коротенькие предложения. По наблюдениям ученых, даже если специально не обучать детей 5-6 лет азбуке, они спонтанно начинают воспроизводить на бумаге слова, написанные кем-то ранее в их присутствии письменным шрифтом. Это свидетельство того, что ребенок пытается перейти к общению с помощью письменного языка. Фактически, овладение этим упражнением – высшая ступень всем хорошо известной штриховки.

Таким образом, ребенок научается писать не в процессе письма, а с помощью целого ряда подготовительных упражнений.

Шершавые буквы.

Этот материал хорошо известен многим учителям и воспитателям: пожалуй, это единственное Монтессори - пособие, используемое в школьной практике в советские годы. Шершавые буквы можно изготовить из наждачной бумаги или бархатной бумаги, наклеенной на плотный картон. Буквы, как вы уже догадались – письменные, заглавные и строчные. Согласные буквы наклеиваются на голубой картон, а гласные – на розовый. Трех-четырехлетний малыш просто обводит пальчиком такую букву, ощупывает вырезную из наждачной бумаги. Пяти-шестилетнему карапузу уже интересно, как называются эти буквы. Для лучшего запоминания используется тактильная память, для чего можно поиграть в игру «Угадай букву на ощупь». Завяжите ребенку глаза (можно и просто закрыть, но тогда будет велико искушение схитрить) и попросите угадать, какую букву вы ему дадите. Не обязательно заучивать сразу все буквы алфавита, достаточно поиграть с 10 самыми частотными, то есть наиболее часто встречающимися в русском языке: а,о,у,е,к,м,н,т,с,р.

Письмо букв и слов на подносе с манкой.

Один из основных принципов Монтессори-педагогики гласит: все полученные знания должны сразу применяться в жизни. Вот почему игры с шершавыми буквами плавно перетекают в уже осознанное письмо. Предлагать такую работу уместно уже в 5 лет, но и до этого возраста рисование пальчиком на подносе с тонким слоем манки на нем – дело полезное и увлекательное. Монтессори полагала, что рисование и письмо – процессы крайне схожие в плане психофизиологии: в обоих случаях ребенок выражает мысль с помощью графических символов.

Учимся читать.

Как только вы предложили малышу игру с шершавыми буквами, сразу же из этих букв выкладывайте слоги для чтения. Например, озвучив букву М и букву А, поупражнявшись в ощупывании с закрытыми глазами, соедините эти буквы, прочитайте: МА. Затем с буквой М соединяются и читаются остальные гласные, получается: МО, МУ, МЫ и т.д. И сразу же – чтение первого слова: МАМА. Таким образом, малыш учится составлять свои первые слова и озвучивать их, то есть – читать.

Розовая, зеленая, голубая и белые серии для чтения.

Все слова для чтения в Монтессори-методе делятся на 4 блока, в каждом блоке одни и те же материалы. В розовой серии предлагаются для чтения и письма слова, не содержащие трудности, то есть «как слышится – так и пишется», например «стол», «ваза», «кошка». В зеленой серии слова, имеющие в написании трудность - йотированные гласные ю,ё,я,е (рис, мята). В голубой серии читают и пишут слова с другими трудностями - оглушением звонких согласных на конце слов (дуб, пруд) и безударные гласные в корне слов (молоко, столы). Белая серия включает все слова, со всеми трудностями. Сначала малыш учится бегло читать слова самой простой – розовой серии, затем – зеленой, затем – голубой. Обычно к 5-6 годам ребенок свободно читает слова любой сложности. Теперь можно приступить к изготовлению материалов, следуя вышеуказанным правилам.

Списки слов.

Слова каждой серии пишутся от руки на карточке, получается своего рода список из 15-20 слов. Эту карточку нужно обвести по контуру розовым фломастером. Списки слов зеленой серии будут на карточке с зеленым контуром, голубой серии – с голубым контуром, ну а белая серия никак не оформляется. Списки малыш читает в любое время, переписывает из них слова.

Следы

Вырежьте из картона контуры отпечатков стоп и ладоней с написанными на них словами. Слова розовой серии будут написаны на следах с розовой каймой, зеленой серии – с зеленой и т.д. Малыш «идет» по дорожке из следов, одновременно читая их. Нельзя наступать на след, предварительно не прочитав слово.

Задания.

Напишите на полосках бумаги предложения - инструкции из 2-3-х слов для каждой серии. Например, для розовой серии подойдут предложения «Дай стул», «Нарисуй куклу». Предложите малышу прочитать задание и выполнить его. Подсказки с вашей стороны исключаются. Если ребенок выполнит задание верно, значит, он овладел не только технической стороной чтения, но и смысловой, то есть понял, что прочитал. Это важнейший момент при обучении чтению. Конечно же, полоски с заданиями обводятся контуром в соответствии с трудностями в словах: зеленым, розовым, голубым.

Книжки.

Можно самостоятельно изготовить 1-2 книжечки для каждой серии. Не забудьте, что к коротенькому тексту нужно нарисовать картинку, подойдет и наклейка. Книжку можно писать вместе с малышом: на отдельных листочках пишутся слова и фразы, рисуется картинка, и все листочки скрепляются степлером. Не забудем и по обложку!

Грамматические коробочки.

Когда малыш уже неплохо читает и пишет, самое время познакомить его с азами грамматики. Подготовьте коробочку или ящичек с 3 маленькими отделениями и с одним большим. Напечатайте на компьютере много слов – имен существительных, прилагательных и глаголов. Сложите эти карточки в большое отделение вперемежку. Расскажите, что слова в русском языке делятся на 3 группы: слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Прочитайте первое слово, допустим, ЯБЛОКО. Можно объяснить, что слова - предметы можно потрогать или увидеть (это, конечно, очень упрощенное представление), поэтому ЯБЛОКО мы положим в первое отделение. Следующее слово – БЕЖАТЬ, мы положим в отделение к словам-действиям, а вот слово БЕЛЫЙ – к словам-признакам. Так вместе с малышом разложите все карточки. Дальше он упражняется сам. Грамматические коробочки можно сделать для изучения рода (раскладывание слов в ячейки «мой», моя», моё», «он», «она», «оно»), числа (ячейки «один», «много»)и т.д. После такой практической работы школьная терминология усвоится быстро и прочно.

Остается добавить, что эта методика очень вдумчивая, неторопливая, учитывающая потребности малыша, дающая ему свободу выбора. К сожалению, большинство Монтессори-материалов из сферы русского языка дорогостоящи и доступны лишь учреждениям. В таких группах малыш научится читать и писать грамотно и в соответствии с темпами своего индивидуального развития. Выпускники Монтессори-групп владеют беглым чтением текстов разной сложности, разобрать слово по составу, найти члены предложения, с удовольствием изучают энциклопедии, умеют подготовить небольшой доклад к занятию, написать его самостоятельно. Даже если родителям не близка идея обучения письменным буквам, сам принцип последовательного обучения письму и чтению можно применить и к печатным буквам – вреда от этого не будет. Учиться читать и писать можно по-разному, но результат должен быть один - от чтения человек должен получать удовольствие. Давайте будем радовать своих малышей!

 

Пятибратова Наталия, логопед, Монтессори-педагог, руководитель логопедической Монтессори - группы в детском клубе «Успех».

 

Где обучают по методу Монтессори:

Детский клуб «Успех», пос.Лесной Городок (г.Одинцово), тел. 8-916-739-46-47, сайт www.klub-uspeh.ru

Детские сады Ассоциации Монтессори-педагогов России, г.Москва, тел. 778-16-32, сайт www.montessori.ru